С 10 августа Германия прекратит импорт российского угля, а с 31 декабря — импорт российской нефти, заявил замминистра финансов ФРГ Йорг Кукис на конференции в Сиднее.
«Любой, кто знаком с историей трубопровода “Дружба”, который уже был инструментом советской империи в Восточной Европе, знает, что избавление от этой зависимости — дело нетривиальное, но это то, чего мы добьемся через несколько месяцев», — цитирует Кукиса Reuters.
В середине апреля канцлер Германии Олаф Шольц сообщил, что Берлин полностью откажется от российского угля в течение 120 дней.
Ограничительные меры в отношении угля из РФ вошли в пятый пакет санкций Евросоюза. Они запрещают импорт и транзитные перевозки угля и других твердых ископаемых видов топлива из России. Вступят в силу санкции как раз с 10 августа.
Российская нефть попала в шестой пакет санкций, которые распространяются на морские поставки черного золота (транспортировка сырья по трубопроводам под ограничения не подпадает). Переходный период по этому пакету санкций: до декабря этого года — для нефти и до февраля следующего года — для нефтепродуктов.
Сейчас Германия переживает глубокий энергетический кризис. Подземные газовые хранилища ФРГ наполнены лишь на 64,59%, а после остановки «Северного потока-1» на плановое техобслуживание темпы заполнения европейских, в том числе и немецких, ПХГ сократились в два раза, свидетельствуют данные Gas Infrastructure Europe (GIE).
«У нас газовый кризис. Мы делаем все возможное, чтобы стабилизировать ситуацию с энергоснабжением», — заявил вице-премьер, министр экономики Роберт Хабек.
Немцы возрождают угольную промышленность, от которой отказывались последние годы из-за высоких выбросов углекислого газа. Бундестаг одобрил законопроект, восстанавливающий работу электростанций, которые используют уголь, сообщает N-TV. При остром дефиците энергии власти Германии готовы запустить даже особо вредные теплоэлектростанции, работающие на буром угле. По данным Bloomberg, за возвращение к углю Берлин заплатит порядка 15 миллиардов евро.
«Если власти Германии хотят отказаться от российского угля, то нет смысла препятствовать им в этом порыве — зачем мешать им загонять свою экономику дальше в кризис, а сограждан в нищету? Только сперва им не мешало бы изучить структуру энергетического баланса и роль в нем угля, поставляемого из нашей страны. Реальность такова, что выжившая после массированного внедрения “зеленой” повестки угольная генерация электроэнергии крайне зависит от российского импорта», — говорит независимый промышленный эксперт, кандидат экономических наук Леонид Хазанов.
Россия удовлетворяла до 40% потребностей Германии в угле и столько же — в нефти.
«Прекращение ввоза Германией угля из России нашим угольным компаниям серьезного финансового ущерба не принесет, поскольку для них сейчас принципиальное значение имеет экспорт в Азию — именно со стороны Китая и Индии растет спрос», — делится Хазанов.
А вот немецким энергетикам придется импортировать уголь из Австралии, ЮАР, США, Колумбии или Казахстана. «Только есть одна незадача: существующие в этих странах мощности работают на пределе возможностей, и ждать быстрого роста добычи не приходится. Что-то от альтернативных продавцов Германия, конечно, получит, правда, подороже, чем от России. Хотя, скорее всего, часть объемов будут доставлены через трейдеров именно из России. Лишь страна происхождения будет указываться иначе, например Индия, Таити или Канарские острова. Впрочем, это уже не важно, главное, что за все заплатят “очень богатые” бюргеры Германии», — рассуждает экономист.
Источники: www.reuters.com, www.n-tv.de