Созывают спецкомиссию. В Италии хватаются за голову от цен на макароны

За год цены на макароны в Италии выросли в среднем на 25%, а в отдельных регионах — почти на 60%. Так неправильно, решили в правительстве страны и объявили созыв спецкомиссии по контролю за стоимостью пасты.

   
   

Заседать комиссия будет 11 мая. Ей предстоит разобраться с тем, почему пшеница твердых сортов в Италии дешевеет на 28,3%, (а импортная — так и вовсе на 34,4%), в то время как цены на макароны, в которых других ингредиентов особо и нет, — растут.

Например, в Сиене за пачку спагетти теперь надо отдать 2,17 евро, хотя год назад та же упаковка стоила всего 1,37 евро. В среднем по стране 1 кг макарон можно купить в магазине за 2,13 евро.

«Эта проблема даже не столько социальная, сколько культурная, — объясняет доцент кафедры пищевых технологий и биоинженерии РЭУ имени Плеханова Елена Мясникова. — На Апеннинском полуострове паста — основа всей пищи со времен Древнего Рима. Это у нас макароны варят на гарнир. Там же один из шести сотен вариантов пасты — главное блюдо и для богатых, и для бедных. Долгие годы цена за килограммовую пачку макарон в Италии держалась на уровне 1 евро, к этому все привыкли и стали воспринимать как абсолютную норму. А тут она поднялась выше двух евро, и сразу в обществе возникла напряженность».

Цена на макароны в Италии растет из-за увеличения расходов производителей на энергию — для сушки готового продукта надо много электричества — и воду, которой охлаждают те же сушильные камеры, считает Мясникова. Такое повышение издержек не может компенсировать даже сокращение расходов на зерно и муку.

   
   

«Паста в Италии еще более знаковый продукт, чем для нас — ржаной хлеб, — добавляет Мясникова. — Понятно, что инфляция, цены растут, но тут речь не о рационе, а об образе жизни и самовосприятии. Так что одними экономическими категориями об этой проблеме судить нельзя».

В России за ценами на макароны, как и на другие социально значимые продукты, власти следят беспрерывно, любые изменения на ценниках тут же становятся предметом анализа и разбора, сообщил глава Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев. По его словам, многие магазины сами устанавливают минимальную наценку на такие товары или даже продают их себе в убыток. Так что нам никакой спецкомиссии созывать не надо, у нас и так все под контролем.

«В России если и стоит особо следить, то только за ростом цен на импортные продукты, — говорит депутат Госдумы Никита Чаплин. — Даже незначительное колебание курса рубля вызывает их подорожание, к тому же сказываются сложности параллельного импорта. Импортное вино, сыры, колбасы за год подорожали на 14-28%. Что еще раз всем подсказывает — выбирайте отечественное, там с ростом цен никаких сюрпризов не бывает».