Союз на обочине. Почему Тихоокеанское партнерство закрыто для РФ и Китая

«США не могут позволить странам вроде Китая определять правила мировой экономики. Эти правила должны писать мы». Так американский президент Барак Обама объявил о создании Транстихоокеанского партнерства (ТТП) — крупнейшего интеграционного проекта в мире. 

   
   

Помимо США в ТПП вошли еще 11 государств: Австралия, Бруней, Вьетнам, Канада, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Перу, Сингапур, Чили и Япония. На эти страны приходится 40% мировой экономики и 30% мировой торговли. 

Зачем Америке этот интеграционный проект и почему в нем нет места России и Китаю, АиФ.ru рассказал руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов.

Елена Трегубова, АиФ.ru: Василий Георгиевич, пока никаких деталей достигнутого соглашения о ТТП нет. Учитывая неоднозначное отношение к интеграционному проекту в Вашингтоне, не получится ли так, что его не одобрит Конгресс и никакого Транстихоокеанского партнерства не будет?

Василий Колташов: Конгресс США пропустит это соглашение. Никаких препятствий создавать он не должен, тем более в нем заинтересованы республиканцы. Напомню, что это соответствует той линии, которую Барак Обама начал проводить после политического кризиса в США в 2011-2012 годах, когда его вынудили действовать по в большей мере республиканским антикризисным планам, а именно шире реализовывать экспортную модель. Именно в рамках этой политики Обама выстраивает ТТП. 

Еще у Америки есть план Трансатлантического партнерства, который должен замкнуть вокруг США кольцо стран, которые будут зависеть от США: ориентироваться на американский рынок и беспрекословно подчиняться требованиям Вашингтона. Разве американские власти могут отказаться от этого?

— Почему в Транстихоокеанском партнерстве не нашлось места Китаю?

   
   

— Китай для США — это один из самых серьезных конкурентов в Тихоокеанском регионе. США опасается КНР, поскольку именно Поднебесная может быть центром интеграции всех экономик этого региона и может замкнуть их на своем рынке. Для Америки это чревато масштабными убытками. 

Но так совпало, что сейчас в Китае разворачивается вторая волна экономического кризиса, из Китая уходят капиталы, что на руку США. В Соединенных Штатах рассчитывают перехватить эти капиталы. Естественно, на их пути должны быть промежуточные пункты, такие как Сингапур, например, так что все логично. 

Однако надо сказать, что в этом проекте нет ничего совершенно уникального. В кризис 1970-х годов американские капиталы начинали движение точно по такому же маршруту: они входили в экономики Сингапура, Индонезии и другие государства региона, но не в Китай. Тогда Китай стал последним местом, куда пришли иностранные инвестиции. 

Вашингтон уже неоднократно обращался с призывом к инвесторам размещаться в зоне ТТП, еще до подписания соглашения, объясняя это тем, что Китай не самое надежное место. 

— А почему проект ТТП закрыт для России?

— Не удивительно, что в создании ТТП обошли не только Китай, но и Россию. Обошли потому, что Россия не нужна здесь США. Наша страна реализует собственный интеграционный проект — Евразийский экономический союз. А это в Вашингтоне рассматривают не иначе как безграничную наглость Москвы и вызов Трансатлантическому партнерству США. 

Да, в Тихоокеанском блоке РФ Америку не очень то и беспокоит. Здесь наша страна сотрудничает с Китаем, который такой же изгой в ТТП. А вот в европейской зоне Россия для США представляет серьезную опасность. Потому что РФ — большая страна, способная реализовать такой же интеграционный проект, и РФ имеет больше политической свободы, нежели Китай, у которого из-под носа увели столько стран в Транстихоокеанское партнерство. В нынешнем виде китайская экономика опасна как центр накопления и концентрации капитала. Также и Россия опасный соперник только в Европе. Поэтому нам не светит ни Тихоокеанское, ни уж тем более Атлантическое сотрудничество. Никуда мы не попадем. 

— Какие последствия создание Транстихоокеанского партнерства будет иметь для стран, не вошедших в этот проект? Правильно ли я понимаю, что наиболее пострадавшей от ТТП стороной будет Китай?

— Вошедшая в Транстихоокеанское партнерство группа стран перешла от Китая к США. США закрепляют позиции экономического гегемона мировой экономики. 

Безусловно, экономика КНР сейчас самая больная экономика Тихоокеанского региона. То, что мы видим статистику, что экономика КНР растет, что развивается, слышим заявления чиновников о высоком потенциале — все это сильно преувеличено. На самом деле внутри Китая идет очень неприятная склока. Иностранные инвесторы обвиняют власти КНР в обмане: «Вы обещали нам устойчиво растущую экономику, а у вас проблемы в каждом сегменте», — негодуют инвесторы. В ответ китайские власти обвиняют инвесторов в том, что те обманули Пекин, заставили играть по невыгодным правилам. 

На фоне всего этого инвесторам дружелюбно улыбаются США и предлагают работать в своей зоне. Естественно, капиталы уплывают из КНР в Штаты и по дороге проходят по странам-членам ТТП. США пытаются вернуть себе позицию сильного экспортера, в том числе тех товаров, которые они ранее только ввозили. 

Экономики РФ и КНР должны справиться еще со своими проблемами, потому что их судьба будет зависеть не от того, как США себя поведут, а от того, как они сами преодолеют кризис. Они должны фундаментально менять свою экономическую политику. Вот США свою экономическую политику скорректировали, там чуть не случился дефолт в июне 2011 года, была аудиторская проверка Федрезерва, Обаму трясли. Но зато теперь у США есть по-новому заостренная экономическая политика. 

— Ожидается, что участие в Транстихоокеанском партнерстве через 10 лет увеличит ВВП стран-членов на 285 млрд долларов, или на 0,9%. Действительно ли новый интеграционный проект может стать экономическим стимулом?

— О каком-то росте в ближайшее время я бы точно не стал говорить. Скорее, речь о перераспределении доли в мировом прибавочном продукте в пользу государств-членов ТТП. Для них ситуация будет более стабильной, чем если бы они оказались на обочине соглашения. 

Одна из ключевых задач США в перестройке модели сотрудничества, предполагающей перезапуск мировой экономики по схеме, подобной той, что была в 70-80-е годы, когда капиталы двигались именно по тем маршрутам, которые сейчас интересны Америке. То есть не через Китай. 

Сейчас капиталы идут в обратном направлении, они идут в США, пока они будут там концентрироваться. Затем США должны будут дать инвесторам уверенность в том, что их новые вложения в рамках этого нового соглашения будут оправданы. Для этого нужно будет что-то делать с американским рынком, по крайней мере, добиваться снижения себестоимости американских товаров. То есть проводить меры от сланцевой революции к реальной энергетической революции. У них есть технологические решения, которые могли бы позволить получать дешевую энергию для промышленности, чтобы провести реиндустриализацию. И если у них пойдет реиндустриализация, США могут действительно начать выходить из кризиса.

Но бурного роста там не будет, больших процентов роста ВВП никто не ждет, потому что вторая волна кризиса еще не достигла кульминации. Кульминация будет, когда упадет промышленность Китая. Вот после этого события будет ясно, что нас ждет, и будут видны ходы США, которые они предпримут; будет понятно, какие перспективы ждут страны, вошедшие в ТТП.