Впервые за сто лет в России произошел дефолт по внешним обязательствам, сообщило агентство Bloomberg. В ночь на 27 июня истек льготный период по выплате процентов по гособлигациям на сумму порядка 100 миллионов долларов. Как пишет издание, дефолт носит символический характер и мало повлияет на жизнь граждан РФ, поскольку Россия «уже стала экономическим, финансовым и политическим изгоем в большинстве стран мира».
Глава Минфина РФ Антон Силуанов назвал ситуацию фарсом: «Все, кто разбирается, понимают, что никакой это не дефолт. Честно говоря, вся эта ситуация выглядит как фарс».
В ведомстве сообщили, что Россия не отказывается от выполнения обязательств перед всеми категориями инвесторов.
«Из-за санкционных ограничений Россия не смогла технически провести два платежа по евробондам, так как НРД (Национальный расчетный депозитарий) и все иностранные счета РФ заморожены. Министерство финансов РФ уже даже в рублях не может перечислить плату по гособлигациям. Соответственно, произошел технический дефолт.
Если бы у России не было денег платить по своим обязательствам (как в 1998 году), тогда дефолт был бы настоящим, а сейчас при долге 100 миллионов долларов и резервах в 600 миллиардов долларов деньги у России есть. Так что это событие символическое, и в какой-то степени эта ситуация с дефолтом искусственно создана Западом.
На россиян прямо сейчас это никак не повлияет. Для российских инвесторов новости о дефолте также не несут рисков. Выплаты по еврооблигациям продолжатся и будут приходить в рублях. Для иностранных держателей российского долга ущерб уже в значительной степени нанесен обвалом цен на облигации. Держатели облигаций, например, фонды, инвестирующие в российские ценные бумаги, могут понести убытки, но Россия играла небольшую роль в индексах облигаций развивающихся стран.
Чем это обернется для России? Даже при чисто техническом дефолте придется мириться с его последствиями. Как только страна объявляет дефолт, происходит снижение кредитных рейтингов, что в свою очередь делает сложным или вовсе невозможным привлечение новых внешних займов, пока инвесторы не восстановят уверенность в способности и готовности правительства платить. Уже дальше — более медленное развитие экономики из-за ограниченности вливания внешних капиталов.
Но Россия уже отрезана от западных рынков капитала, так что до возврата к заимствованиям в любом случае далеко.
В общем, все это случилось с Россией и без объявления дефолта. В целом, именно поэтому пока он носит скорее символический характер и мало какую роль играет. Еще большая финансовая изоляция, чем есть сейчас, вряд ли возможна. В глобальной перспективе, скорее всего, начнутся судебные тяжбы и попытки инициировать перекрестные дефолты по остальным еврооблигациям России».
Источники: bloomberg.com, m.minfin.gov.ru