Слияния vs конкуренция: как можно улучшить антимонопольное регулирование?

Алексей Филиппов / РИА Новости

Уже почти 150 лет в странах с рыночной экономикой противоборствуют 2 тенденции: бизнес стремится к максимальному укрупнению, в то время как государство старается препятствовать этим процессам. Современная Россия не является исключением. В 2024 году назрел очередной этап этой борьбы.

   
   

Почему монополии могут быть вредны?

При слиянии существующие коммерческие структуры объединяются в одну новую организацию. Например, в результате слияния розничных сетей «Пятерочка» и «Перекресток» в 2006 г. была образована X5 Group.

При поглощении одна приобретает другую, что произошло в 2021 году, когда сеть магазинов «Лента» приобрела сеть «Билла», которая после этого исчезла с рынка розничной торговли. 

Причины, по которым предприниматели стремятся к таким объединениям, понятны. Каждый бизнес стремится к доминирующему положению на рынке, чтобы иметь возможность устанавливать цены на свою продукцию по своему усмотрению.

Для предотвращения создания монополий существует антимонопольное законодательство. В США оно начало формироваться в конце XIX века, а в России — в 1990 году. В настоящее время Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является органом, контролирующим соблюдение антимонопольного законодательства в России.

При этом слияния не всегда имеют негативные последствия, иногда они способствуют повышению эффективности компании и снижению издержек. Существуют ситуации, когда слияния и монополии оказываются выгодными для общества. Например, существуют естественные монополии, при которых производство продукции внутри монополии является экономически целесообразным. В то же время олигополии иногда оказываются более эффективными, чем как монополия, так и конкуренция с множеством участников. В этом контексте роль антимонопольной службы заключается в контроле за тем, чтобы такие компании не злоупотребляли своим положением и не завышали цены.

Таким образом, с одной стороны, конкурентный рынок приводит к снижению цен, но не решает многие структурные проблемы (так называемые рыночные провалы); с другой стороны, монополист устанавливает более высокие цены, но может производить продукцию с более низкими издержками. ФАС России поддерживает баланс в этой системе. Важно отметить, что оптимальное количество фирм для каждого рынка является индивидуальным и зависит от издержек, производственного процесса, характеристик товара и потребителей, а также от регулирующих действий государства.

   
   

Задача ФАС — защищать общественные интересы и свободную конкуренцию. Антимонопольное законодательство постоянно совершенствуется. С 1 сентября 2023 года вступили в силу поправки в статью 28 Федерального закона «О защите конкуренции» («Пятый антимонопольный пакет»), согласно которым компании обязаны согласовывать сделки с ФАС, если сумма превышает 7 млрд рублей.

Например, возможное объединение крупнейшего в России оператора наружной рекламы ГК Russ и одного из ведущих маркетплейсов Wildberries подлежит обязательному одобрению ФАС.

Что бы это значило?

Эксперты Института прикладных экономических исследований Президентской академии Ольга Маркова и Анна Ставнийчук провели оценку эффекта от новых регуляторных норм, касающихся сделок слияний и поглощений.

Данные о сделках были взяты на портале mergers.ru (Слияния и поглощения в России).

«Согласно проведенным расчетам, — пишут авторы, — изменение антимонопольного регулирования привело к снижению количества наблюдаемых сделок после вступления в силу вышеупомянутых поправок в Закон № 135-ФЗ. Возможно, это объясняется тем, что участники рынка затормозили некоторые сделки или пытались провести их до 1 сентября 2023 г., чтобы не стать “первопроходцами” в качестве объектов нового регулирования. Однако снижение числа сделок над порогом в 7 млрд рублей может иметь и иное объяснение: участники рынка могли целенаправленно манипулировать ценой контракта, чтобы цена проводимых сделок оказалась ниже пороговых значений, что позволило бы избежать внимания ФАС России».

Под покровом тайны

Сознательное занижение цен, если оно не будет своевременно выявлено, выведет сделки на суммы менее 7 млрд из поля зрения контролирующих органов. Такие механизмы называют скрытыми слияниями, однако современные аналитические методы позволяют выявлять их наличие. Действительно, если до введения ограничений в 7 млрд рублей сделки на более крупную сумму были в порядке вещей, то при ценовом манипулировании их число над пороговыми 7 млрд рублей должно уменьшиться.

«На основе данных о сделках рыночной концентрации мы обнаружили устойчивый сдвиг в распределении цен на границе 7 млрд руб. как после принятия поправок (с 27 июня 2023 г.), так и после начала их действия (с 1 сентября 2023 г.).

Это может свидетельствовать о манипуляциях ценами подобных сделок. Вероятно, на рынке произошли скрытые слияния, которые после изменения антимонопольного законодательства выпали из поля зрения антимонопольного органа», — отмечают эксперты.

Надо принимать меры

В работе не приведены конкретные случаи скрытых слияний — такую цель ученые перед собой и не ставили. Тем не менее данное исследование может послужить основанием для рекомендаций антимонопольным органам.

  • Скрытые слияния могут привести к появлению «теневых монополистов», что, в свою очередь, может привести к росту цен на их продукцию. 
  • Федеральной антимонопольной службе следует рассмотреть возможность проведения выборочной ретроспективной проверки сделок, стоимость которых оказалась немного ниже порогового критерия.

Еще больше исследований на самые актуальные темы — в телеграм-канале Президентской академии @ranepa_science