Неуклонный рост доллара и евро к рублю породил у россиян опасения относительно роста цен на импортные товары. «Проинфляционным риском» ослабление рубля называют и в Центробанке, однако на деле гораздо большее влияние на цены оказывает слабость потребительского спроса, рассказали aif.ru эксперты.
Покупатели выдохлись
«Недавние сообщения в СМИ по поводу забитых складов электроники и о вынужденных скидках со стороны продавцов — это одно из проявлений слабости потребительского спроса, — считает Надоршин. — Если мы посмотрим статистику с начала года, то увидим, что на самом деле почти ничего, кроме плодоовощной продукции и авиабилетов, не дорожало. И это на фоне того, что рубль к доллару просел на 20%».
В прежние годы российские потребители быстро ощущали на своих кошельках любой серьезный обвал рубля к доллару, но в этом году этого не произошло, напомнил эксперт. По его словам, инфляция в марте была меньше, чем в феврале, хотя доллар к рублю продолжал быстро расти.
«Значительное удешевление рубля в феврале и марте в инфляцию не просочилось, — подчеркнул Надоршин. — Из этого можно сделать вывод о том, как на потребительских ценах скажется апрельское ослабление рубля. Это влияние будет очень небольшим до тех пор, пока будет сохраняться слабый спрос. Магазины будут вынуждены давать скидки и проводить разные акции для привлечения покупателей».
Инфляция притихла
«Инфляция в России — это результат деятельности крупных компаний, которые устанавливают и оптовые, и розничные цены на рынке, — говорит эксперт. — Их аппетиты сдерживает ограниченная покупательная способность населения. Мы видим, что рост цен с начала года составил всего 1,47%. Это немного, особенно по сравнению с прошлым годом — примерно 6% в год».
В 2022 году монополисты настолько высоко подняли цены на товары на российском рынке, что теперь имеют возможность предлагать покупателям большие скидки, отметил Беляев. Пойти на этот шаг продавцов вынуждает достижение пределов потребительского спроса, когда покупатели просто не могут платить за товары больше.