Белорусский министр финансов Юрий Селиверстов заявил в эфире телеканала «Беларусь 1» о том, что Минск договорился с Москвой об отсрочке платежей по российским госкредитам на ближайшие 5-6 лет. О каких суммах идет речь?
На долю Белоруссии приходится 30% всех кредитов, выданных Россией другим странам. По данным, опубликованным Всемирным банком, в конце 2020 г. их сумма равнялась 8,3 млрд долл. Затем в июне 2021 г. Москва предоставила Минску еще 500 млн долл. А в декабре Белоруссия заявила о желании договориться о реструктуризации долга.
Как рассказал тогда Селиверстов, запланированный на 2022 г. платеж составляет около 10 млрд белорусских рублей или 4 млрд долл.
«Обсуждено и предложено часть платежей сместить по более комфортным срокам», — сообщил глава белорусского Минфина о решении, принятом по итогам переговоров.
До этого 14 марта премьер-министр Белоруссии Роман Головченко встретился с Михаилом Мишустиным и попросил ускорить реализацию мер поддержки, о которых Минск просил Москву раньше. Среди них как реструктуризация долга, так и переход на новую систему установления цен на российскую нефть, фиксация для Белоруссии цены на газ на уровне 2021 г.
«В нынешних условиях в связи с изменением обстановки имеется острая необходимость оперативной реализации тех мер поддержки, которые относились на потом», — заявил Головченко, имея в виду то, что в отношении Белоруссии тоже ужесточился международный санкционный режим.
«За все годы Белоруссия не вернула России ни одного кредита, — говорит об истории финансовых взаимоотношений наших стран эксперт по политико-экономическим проблемам на постсоветском пространстве Андрей Суздальцев. — До сих пор мы давали Белоруссии новые кредиты, чтобы она могла возвращать проценты по старым. А теперь в ближайшие 5-6 лет Минск сможет вообще ничего не платить, что равно сумме примерно в 16 млрд долл.
Одновременно 14 марта принято решение о фиксации платы за поставки российского газа на уровне 128 долл. за 1000 куб. м, действовавшем в прошлом году. И оплата будет идти в белорусских рублях, которые России не нужны, так как Белоруссия не выпускает почти никаких товаров, которые мы сами не производим. Это тоже скрытая форма кредитования, равная почти 8,5 млрд долл. в год, если оценить поставляемый газ по цене в 450 долл., установленной для Молдавии. А в реальности такой газ получится для Минска почти бесплатным, так как своих национальных рублей он сможет напечатать любое количество.
Уступки Белоруссии сделаны очень большие. При этом под санкции она попала еще до начала российской спецоперации на Украине и совсем не за дружбу с Россией. Первый санкционный пакет был объявлен в связи с нарушениями гражданских прав, вызвавшими массовые протесты после белорусских президентских выборов 2020 г. Второй и третий пакеты стали следствием перехвата в белорусском небе европейского авиалайнера с пассажирами и миграционного конфликта с Европой, произошедшего в 2021 г. И только четвертый пакет санкций был наложен на Белоруссию за то, что в начале спецоперации она разрешила российской армии пройти по своей территории к украинской границе».