После принятия Верховной Радой закона о моратории на выплаты по внешним долгам ситуация с задолженностью Украины становится всё более напряжённой. В неё даже вмешался Международный валютный фонд (МВФ) потребовавший от Киева поторопиться с переговорами с кредиторами о реструктуризации долгов. Без реструктуризации Украине не добиться новых кредитов, а также финансовой и бюджетной стабилизации, добавили в МВФ.
«Украинские власти ведут совместные дискуссии с держателями бондов. Этим дискуссиям необходимо идти быстро, чтобы достичь указанных целей в соответствии с антикризисной программой, поддерживаемой Фондом», — отмечается в сообщении валютного фонда.
Обеспокоенность МВФ понятна — шансы банкротства Незалежной ещё никогда не оценивали так высоко, как в последние дни. Если же Украина объявит дефолт, возврат выданных кредитов, в том числе по линии Международного валютного фонда, в ближайшие годы будет точно невозможным.
«По сути это дефолт»
Резонансный мораторий на выплату внешних частных долгов Украины был принят Верховной Радой во вторник. Своё решение в Киеве объяснили желанием оградить страну от возможной атаки кредиторов.
В России, которой Украина должна 3 млрд долларов, узаконивание Киевом невыплаты по долгам расценили как подготовку к дефолту страны и назвали нелегитимным.
«По сути дела это дефолт. У нас пока оснований нет (предъявлять претензии Украине), у нас в июне должен быть платёж (от Украины) 75 млн долларов. Если будет пропущен платёж — будем пользоваться своим правом обращения в суд», — цитирует главу Минфина РФ Антона Силуанова ТАСС.
С министром финансов согласен премьер-министр Дмитрий Медведев. «По сути, это объявление дефолта одновременно с объявлением форс-мажора по соответствующим обязательствам. И в этой ситуации и российское государство, и российские коммерческие банки должны будут на всё это адекватно отреагировать», — заметил глава правительства.
Помощник президента РФ Сергей Глазьев нашумевший закон назвал нелегитимным. «Это решение абсолютно нелегитимно, как нелегитимна и сама украинская власть. Нам нужно убеждать мировое сообщество в том, что украинский режим в Киеве не имеет права на существование», — заявил Глазьев в эфире радиостанции «Говорит Москва».
Отметим, что даже если Украина всё-таки наложит мораторий, он будет распространяться исключительно на внешние частные долги. Всего Киев должен коммерческим кредиторам порядка 9 млрд долларов. И вроде бы Россия не должна бы переживать, если бы украинские власти не считали долг перед РФ частным.
Напомним, в конце 2013 года Москва согласилась выделить тогдашнему президенту Украины Виктору Януковичу кредит в 15 млрд долларов. По сообщениям некоторых СМИ, это была политическая взятка за отказ Януковича от ассоциации с Евросоюзом. Механизм займа предполагал выкуп украинских еврооблигаций. Однако в полной мере кредит предоставлен не был: после государственного переворота и смены власти на Украине Россия заблокировала предоставление финансовой помощи, успев купить ценные бумаги на 3 млрд долларов со сроком обращения два года. То есть в декабре этого года Киев должен погасить этот долг перед Москвой.
Недавно министр финансов Незалежной Наталья Яресько заявила, что реструктуризация купленных РФ еврооблигаций Украины относится к механизмам Лондонского клуба. «У нас нет оснований считать их каким-либо другим займом, кроме как „лондонским типом“: они не регистрировались в Парижском клубе и до настоящего времени мы уведомляли их конечных бенефициарив через депозитарную систему, как и всех держателей суверенных еврооблигаций», — говорила Яресько в эфире телеканала CNBC.
«Парижский клуб», о котором идёт речь, объединяет именно государственных кредиторов, «Лондонский клуб» — частных кредиторов. Россия, впрочем, настаивает на том, что её кредит нельзя отнести к частным, и потому ждёт от украинской стороны возврата средств в декабре. При этом в конце июня Киев должен совершить очередной платёж в размере 75 млн долларов. Если этого не будет сделано, Москва обратится в международный суд и через него будет требовать оплаты, пообещал ранее Силуанов.
Вообще, Россия могла бы потребовать от Украины досрочного погашения кредита ещё осенью прошлого года. Дело в том, что одним из условий российской финансовой помощи было то, что в случае превышения госдолга Украины 60% ВВП РФ может вернуть 3 млрд долларов, не дожидаясь декабря 2015 года. Порог соотношения украинского госдолга к ВВП в 60% был пройден в третьем квартале 2014 года. В настоящее время госдолг Незалежной составляет 70% ВВП. По прогнозу Национального банка Украины, в этом году госдолг увеличится до 93% ВВП. Несмотря на законное право вернуть деньги, Москва не стала досрочно забирать их у Киева.
Полный крах экономики
В том случае, если Киеву не удастся договориться с кредиторами о реструктуризации долгов и о предоставлении новой финансовой помощи, Украине не останется ничего другого, как объявить дефолт. Рейтинговое агентство Moody’s после снижения суверенного кредитного рейтинга Украины до уровня «Ca» заявило о практически 100% вероятности наступления дефолта.
Последствия банкротства — полный крах экономики. «Можно провести параллель с 1998 годом в РФ. Многие предприятия остановят работу, вырастет безработица и инфляция, по соцвыплатам будет просрочка и их сокращение, произойдёт девальвация, малый бизнес практически исчезнет, а крупный понесёт огромные убытки. Кроме этого, стране будет практически невозможно получить новый кредит и договориться о пролонгации старых. Нынешние кредиторы из-за технического дефолта могут потребовать досрочной оплаты долгов, что только усугубит ситуацию», — подчёркивает Ивченков.
«Дефолт для Украины, с одной стороны, будет означать высвобождение дополнительных средств в краткосрочной перспективе, которые могут быть направлены на расходы в приоритетных секторах экономики. Страна будет вынуждена сбалансировать свой бюджет. С другой стороны, после дефолта страна может потерять доступ к рынку капитала или, по крайней мере, будет получать займы по более высокой цене. Однако это временные трудности», — добавляет Желаннова
По мнению экспертов, оправиться от последствий дефолта Украина сможет минимум через 5–7 лет. «Это при условии, если власти страны будут действительно хорошо работать в этом направлении, тогда более-менее заметные результаты мы увидим не менее чем через 5 лет», — резюмирует Ивченков.