«Теневой флот перевозит примерно 3 млн баррелей нефти в сутки, — оценил Пикин. — И выпадение таких объемов никто заместить не сможет, это мгновенно скажется на мировых ценах на нефть».
Еще в конце 2022 года страны G7 ввели потолок цен на российскую нефть (60 долл. за баррель), а через год — на нефтепродукты (100 долл. за баррель дизеля). Предполагается, что мы не можем продавать топливо выше установленной цены. Но Россия сформировала танкерный флот, который работает вне рамок западных правил, и продолжает успешно экспортировать и нефть, и нефтепродукты.
Но Вашингтону не дают покоя доходы России от экспорта нефти, и, как узнали в издании The New York Times, американский Минфин разрабатывает санкции в отношении танкеров, надеясь поставить их на прикол. Против этого выступают в администрации президента США, резонно опасаясь взлета цен на бензин в самой Америке, что накануне выборов выглядит неприемлемым.
«Схожая ситуация была уже была весной 2022 года, — напоминает Пикин. — Тогда участники рынка опасались сокращения российских поставок, и биржевые котировки нефти подскочили до 140 долл. за баррель. Очевидно, что никто повторения этого не хочет, при таком развитии событий цены на бензин и дизель взлетят по всему миру».
Для России возможное введение санкций против нефтяных танкеров будет болезненно, но далеко не критично.
«Пока неизвестно, какие именно санкции разрабатывает американский Минфин, — говорит эксперт. — И сейчас оценивать их влияние преждевременно. Но этот флот не зря называют „теневым“, он уже сейчас работает вне западных правил и регистров, поэтому, если новые санкции все же введут, то танкерная транспортировка российской нефти не остановится».
Учитывая низкую эффективность возможных новых запретов и высокие издержки, сопряженные с ними, вероятность их утверждения невелика.
«Санкции против танкеров точно не введут до президентских выборов в США, — считает Пикин. — И, скорее всего, после тоже остерегутся».
Ранее эксперты объяснили для aif.ru, кто более всего пострадает от введения санкций против российских нефтяных танкеров.