Проезд подорожал. Эта новость обрушилась на жителей большинства городов нашей страны. По данным объединения пассажиров, цена за проезд выросла (или скоро вырастет) от 5 до 60%.
Многие города не повышали плату на протяжении 3–5 лет. И вот решились. Но почему именно сейчас, когда бедность и безработица растут и люди еле концы с концами сводят?
Какова цена поездки?
В Туле с 1 марта впервые за 6 лет повысили плату за проезд с 20 до 25 руб. В Кургане проезд подорожал с 30 марта на разных маршрутах до 26–28 руб. В маршрутках Хабаровска в апреле собираются поднять плату до 35 руб. В Екатеринбурге последний раз повышали цену 4 года назад – тогда она выросла с 26 до 28 руб. Теперь перевозчики настаивают на тарифе в 35 руб. И похожая картина по всей стране. В Орле пока удалось остановить процесс, но, видимо, ненадолго. «В начале года наши перевозчики предложили поднять цену за проезд с 20 до 30 руб. (по карте дешевле), – рассказал зампредседателя Федерации профсоюзов Орловской обл. Юрий Власов. – Мы встречались с мэром, объясняли свою позицию. Нельзя так резко повышать плату! По уровню зарплаты наша область занимает одно из последних мест в Центральном федеральном округе, реальные доходы упали, люди живут очень бедно… На несколько месяцев повышение удалось приостановить. Сейчас обсуждается вопрос о росте платы до 23 руб. Перевозчики настаивают на этом, ссылаясь на растущие цены на топливо и расходные материалы».
Бюджеты транспортных компаний особенно пострадали в прошлом году. Из-за карантина, удалёнки и дистанционного обучения число поездок в автобусах РФ упало на 26%. Сейчас ситуация с пассажиропотоком восстанавливается, и транспортники решили компенсировать свои потери.
«В большинстве городов отсутствует коммуникация между перевозчиками, жителями и властью. Людям ничего не объясняют, а просто ставят перед фактом – проезд подорожает, – объяснил глава Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. – В среднем по стране одна поездка теперь стоит 25 руб. При этом в некоторых городах цена взлетела сразу на 25–60%. Неудивительно, что это вызывает недовольство населения. Особенно когда тариф растёт, а сервис – нет».
Маршрутка «Ми-8»
Недавно «Народный фронт» озвучил результаты опроса жителей РФ о состоянии местного общественного транспорта. «Граждане сказали, что его уровень ниже среднего, – сообщил замруководителя исполкома ОНФ Арсений Беленький. – Люди отмечали большие перерывы между рейсами, особенно в выходные и по вечерам, отсутствие кондиционеров и отопления, недоступность маршрутов в новых районах, небезопасное поведение водителей на дорогах, изношенность машин, высокую стоимость проезда, неудобное расположение остановок, отсутствие возможности безналичной оплаты, грязь в салоне».
Многие жители называют свои города «городами ржавых пазиков», а троллейбусы и автобусы – «сараями на колёсах». На их фоне московские низкопольные автобусы и трамваи с кондиционером, электронным табло и возможностью зарядить мобильник выглядят картинкой из будущего.
По данным агентства «Автостат», средний возраст автобусов в РФ составляет 16,6 года. С момента распада СССР прошло уже 30 лет, однако по нашим дорогам до сих пор катаются 17% автобусов, сделанных в советское время. «На 1 января 2021 г. даже нормам Евро-2 не соответствует 39% автобусов. Что касается стандартов Евро-5 и выше, в нашей стране ему удовлетворяет лишь 3,5% парка», – констатируют аналитики. 75% автобусной техники в стране – отечественного производства, и почти половина из неё – продукция ПАЗ.
«Самым популярным общественным транспортом в России, конечно, остаётся автобус. Тренд в развитии – вместительные автобусы на газомоторном топливе и отказ от маршруток. Пока они остались в Центральном и Приволжском округах, в остальных регионах от них практически избавились, – продолжает И. Зотов. – Следующие по популярности – троллейбусы и трамваи, затем – такси и электрички. Есть даже такой редкий вид общественного транспорта, как вертолёт. В Кемеровской обл. для жителей отдалённых посёлков полёт на Ми-8 стал таким же привычным делом, как поездка на маршрутке. Стоимость полёта в райцентр – 200 руб.».
Некоторые города отказываются от трамваев. «11 из существовавших 73 трамвайных систем уже перестали работать, а в ближайшие 5 лет возможна потеря половины из оставшихся 62, – сообщил гендиректор ООО «Группа Мовиста» Александр Советников и напомнил о преимуществах трамваев. – Скорость из-за изначально выделенных линий, бесшумность новых составов, повышенный срок службы и себестоимость поездки в 2–3 раза ниже по сравнению с автобусами». Недавно удалось восстановить трамвай № 1 в Волгограде, за жизнь которого волгоградцы бились несколько месяцев. Власти Курска тоже хотели отказаться от трамваев, но передумали.
Как регионам поможет государство?
Долгие годы общественный транспорт еле выживал, и ничего в этой сфере не менялось. Но сейчас, кажется, лёд тронулся…
«С 2021 г. мы приняли решение, что мероприятия по обновлению подвижного состава будут реализовываться в рамках отдельного федерального проекта «Модернизация пассажирского транспорта в городских агломерациях, – рассказал 1-й замминистра транспорта РФ Андрей Костюк. – На эти цели пока предусмотрено 3,5 млрд руб. Отобраны 13 городских агломераций, в которые будет поставлено 412 транспортных средств – 305 автобусов и 107 троллейбусов». Минтранс собирается обновить транспорт в 30 агломерациях до 2024 г. и в 105 – до 2030 г. Но все эти планы касаются только крупных городов страны. А как же маленькие городки и посёлки, они так и будут ездить на «сараях»?
«Увы, в небольших населённых пунктах проблема пока остаётся, – считает гендиректор АНО «За общественный транспорт» Александр Питиримов. – Но обновление подвижного состава в городах по национальному проекту – это уже большой шаг вперёд. Подобного не было со времён СССР! Помните, как во всех советских городах ездили одинаковые жёлтые «Икарусы»? В плановой экономике они закупались централизованно. А потом началась неразбериха, каждый регион сам решал свои транспортные проблемы. Некоторые полностью отдали перевозки частникам и до сих пор живут в диком рынке 1990‑х. Нацпроект должен изменить ситуацию. Во-первых, массово обновить региональные парки при поддержке государства. Какой? 40%-го покрытия регионам стоимости современных машин. Учитывая, что новые большие автобусы стоят от 10 млн руб., троллейбусы – 10–20 млн, а трамваи – 10–100 млн, это выгодные условия. Во-вторых, чтобы получить господдержку, регион обязан навести порядок в транспортной системе. Новые автобусы должны ходить регулярно, а не когда выгодно перевозчику. Остановки – в пешей доступности, оплата – прозрачная, тарифы – гибкие (чем больше поездок покупает человек, тем они дешевле должны стоить) и регулируемые. Сегодня около двух десятков перевозчиков по-прежнему используют не регулируемые властями тарифы. Отсюда необоснованное завышение платы за проезд. А с купленными на госденьги автобусами такой фокус не пройдёт».