Ситуация вокруг аварий на магистральных газопроводах «Северный поток-1 и 2» приковывает к себе внимание всего мира. Выдвигаются разные версии произошедшего, делаются первые, пока очень неопределенные оценки о дальнейшей судьбе газопроводов, возможно ли их вернуть к жизни или восстановлению они уже не подлежат.
Накал риторики оттеснил на второй план еще один, не менее важный аспект — оператор «Северного потока-2», консорциум Nord Stream 2 AG, находится под американскими санкциями, любые контакты и деловые отношения с ним с 2 марта запрещены, нарушение запрета чревато грандиозными штрафами. Инженерам и техническим специалистам еще только предстоит провести диагностику, обследовать место аварии и принять решение о ремонтопригодности газопроводов. Но если восстановительные работы все же начнутся, то действующие санкции США либо сделают их невозможными, либо, в лучшем случае, радикально осложнят их.
Если процесс возглавит оператор, то непосредственно все работы смогут выполнить только российские подрядчики, которые уже не боятся международных санкций, иностранные компании под страхом рестрикций откажутся от такого контракта. Однако в этом случае встанет вопрос финансирования этих дорогостоящих работ — ни один подрядчик не согласится делать это за свой счет, и "Газпром" не будет выделять деньги, ведь он и так пострадавшая сторона, и уж тем более не будет платить за все Россия из своего бюджета.
Теоретически возможен вариант, когда организатором выступят страховые компании, входящие в страховой пул “Северных потоков”. Но это все западные страховщики, из-за тех же санкций они не станут этого делать. Они даже побоятся делать выплаты в случае, если риски подобных аварий оговорены в страховых договорах. В лучшем случае, опасаясь вторичных санкций, они будут консультироваться с властями ЕС и США.
Германия и Дания также не захотят брать на себя ответственность, да и финансировать работы им не хочется, ведь, строго говоря, их вины в произошедшем нет. Есть гипотетический вариант, что можно установить виновника аварий и через суд получить с него компенсацию, но реальность такого сценария практически равна нулю.
Поэтому ситуация на сегодняшний день выглядит патовой. Вероятно, если решение о начале ремонтных работ будет все же принято, то все “санкционные” и финансовые вопросы будут решаться через международный судебный орган, например, Стокгольмский арбитраж. Конечно, все в разы упростилось бы, сними США санкции, хотя бы на время ремонта, но такой вариант даже не рассматривается, о нем вообще никто не говорит».