Санкции это благо. Владислав Овчинский — о развитии промышленности Москвы

Владислав Овчинский © / Игорь Харитонов / АиФ

Как столичные промышленники участвуют в создании высокоскоростной магистрали будущего между Москвой и Санкт-Петербургом? Какими инновациями гордится город и что экспортирует за рубеж? Об этом и многом другом на Питерском международном экономическом форуме в эксклюзивном интервью aif.ru рассказал министр правительства Москвы, руководитель Департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы Владислав Овчинский.

   
   

Санкции стали толчком для развития

Дарья Буравчикова, aif.ru: — Владислав Анатольевич, на промышленность Москвы уже никак не влияют санкции, импортозамещение полностью произошло?

Владислав Овчинский: — Санкции, безусловно, все еще ощущаются и влияют, но для нас санкции — это скорее благо. Ведь благодаря тому, что с рынка ушли наши недружественные коллеги из стран Западной Европы и Соединенных Штатов, мы открыли его для своих производителей. Рекордные цифры роста легкой промышленности за 2022-2023 годы — вот для нас результат их ухода. Эти ниши заняли отечественные производители не потому, что их нечем больше было занять. К сожалению, до этого у нас всегда была неравная конкуренция с западными корпорациями.

Ресурс у крупных корпораций, выращенных на протяжении десятилетий, — гораздо больше, чем у нашего среднестатистического предприятия среднего малого и бизнеса. Когда недружественные западные партнеры ушли, мы поддержали на государственном уровне в первую очередь именно малый и средний бизнес. Это дало сумасшедший толчок в развитии промышленного производства. Сейчас мы знаем: дефицита в Москве нет ни в одной сфере. Москвичи довольны продукцией, выпускаемой отечественными предприятиями, и нисколько не скорбят об ушедших брендах. 

— Каких специалистов не хватает в столичной промышленности?

— Наибольший дефицит сейчас по всей стране — и Москва здесь не исключение — в рабочих специальностях. Вместе с комплексом социального развития мы увеличиваем количество мест на обучение по промышленным специальностям, создаем новые площадки для обучения и развиваем сеть колледжей и среднеспециальных учебных заведений. Активно работаем с Бауманкой, с МФТИ, МИСиС, МГУ по созданию инженерных кадров.

   
   

— А какие отрасли сейчас являются драйверами столичной промышленности?

— У столицы два больших направления развития промышленности. Первое — это высокотехнологичные производства. Второе — промышленность потребительских отраслей. И оба этих направления — драйверы. Поэтому в прошлом году, если посмотреть на индекс промышленного производства, эта сфера Москвы почти в три раза выросла в сравнении с другими регионами страны.

— Кстати, сколько процентов во всей промышленности страны приходится на Москву?

— Это очень сложный вопрос. Наверное, никто ещё пока этого не посчитал. Но есть динамика отгрузки (как растет количество продаваемого товараред.) и динамика выпуска продукции — и здесь мы можем сказать, что Москва является одним из лидеров промышленности во всей стране. Неуклонно растет выручка и, что самое важное, все больше становятся инвестиции в промышленность. Мы каждый год прибавляем в инвестициях в обрабатывающую промышленность и, что важно, создаем собственную промышленную инфраструктуру. Мало субъектов могут этим похвастаться, а Москва может. И можно увидеть конкретные результаты — создание промышленной инфраструктуры.

А таблетки теперь — московские

— Вы сказали, что в Москве производят товары повседневного спроса, которыми каждый из нас пользуется в своей жизни. Это, например, что?

— Лекарства. Еще лет 10 назад мы все лекарства завозили из-за рубежа. Советская фармацевтическая промышленность была фактически разрушена в 90-е, а новая создана не была. Мы закупали всё у крупных иностранных компаний, в лучшем случае, переупаковывали на территории Российской Федерации и считали, что этого достаточно, что западные партнеры никогда нас не оставят. Надо сказать, что по лекарственным препаратам было введено наименьшее количество ограничений со стороны западных стран, но благодаря политике города мы создали целый фармкластер, который практически полностью обеспечивает первоочередные потребности горожан. Сейчас реализуются четыре крупных проекта на территории нашего фармкластера и будем дальше развивать фармпромышленность, так чтобы у нас была полная технологическая независимость.

— Я была с мэром на запуске одного из конвейеров фармпроизводства в Зеленограде — масштаб меня поразил! 

— Да, это и есть «Алабушево» — наш фармкластер. Есть еще ряд производств, которые запускаются на территории площадки «Печатники». На этом Петербургском форуме нами будут подписаны очередные соглашения по созданию новых производств с крупными фармацевтическими инвесторами.

— Эти инвесторы — российские компании или дружественные иностранцы? 

— В первую очередь российские. Что касается жизненно важных сфер — а фармацевтика — это очень трепетная для нас сфера, потому что от качества этой продукции зависит благополучие и здоровье не только москвичей, но и жителей всей страны — мы в первую очередь работаем с отечественным производителем, привлекаем наших учёных, создаём центры, где работают наши сотрудники, и базируемся, конечно, на отечественных технологиях.

Китайцам тоже нравится

— Правда ли, что многие продукты, которые мы едим, одежда, которую мы носим, производится в Москве? Потому что раньше казалось, что этих производств в городе нет.

— Скажу больше, наш пищевой кластер, созданный на территории Троицкого и Новомосковского округов, будет поставлять продукцию в большинство дружественных стран. Мы будем обеспечивать не только себя и субъекты России, но и другие государства. Уже сейчас наши промышленные предприятия активно экспортируют. Это разнообразная продукция молочной, мясоперерабатывающей промышленности, хлебобулочной, кондитерской. Всем известны бренды, например, наших кондитеров, которые до сих пор активно поставляются и увеличивают объём экспорта в дружественные страны. Наш «Очаковский квас» пьют не только в Москве, не только в регионах, его активно поставляют даже в недружественные страны, не говоря уже о дружественных. Его заказывают крупными партиями и Азия, и Африка, и Латинская Америка, и даже Европа с США, которые, казалось бы, должны были прекратить покупать нашу продукцию — а от кваса они не отказались. А вот Китай — один из лидеров по покупке именно московской неэнергетической продукции.

— Какие московские продукты в Китае пришлись по вкусу?

— Китай активно закупает мясоперерабатывающую продукцию, нашу муку, хлебобулочные изделия, кондитерку. Несмотря на то, что вход на китайский рынок достаточно сложный и здесь наши экспортеры сталкиваются с большим количеством барьеров, но даже эти барьеры мы проходим.

Электрокар со столичной пропиской

— А планируете развивать Москву как центр автомобилестроения? Может, будут еще какие-то бренды столичных авто?

— По поручению президента РФ мы создали кластер электромобилестроения на базе нашей площадки «Печатники» в Особой экономической зоне. Там мы собираем производителей комплектующих. В прошлом году запустили большой проект по созданию первой в стране гигафабрики по производству зарядных батарей. Это действительно уникальное производство продукции, которую мы уже в следующем году получим.

— Как будет использоваться?

— Во всём электротранспорте. Это электробусы, электромобили, средства индивидуальной мобильности, речной транспорт — то есть вся номенклатура электрического транспорта. Москва активно переходит на электротранспорт. Мы заменяем автобусы на электробусы, развиваем сеть метро, расширяем сеть первых в мире речных судов с электрическим ходом. Поэтому мы уверены, что и завод «Москвич», как якорный производитель электротранспорта, будет развиваться, будут развиваться смежные производства, которые дадут хороший синергетический эффект.

— А беспилотный транспорт участвует в программе? 

— Беспилотный транспорт развивается. Мы в прошлом году создали федеральный центр беспилотных авиационных систем. В этом году премьер-министр подписал распоряжение о создании экспериментального правового режима на территории индустриального парка «Руднево». Здесь наши конструкторы, учёные, производители будут испытывать новые модели беспилотных авиационных систем. Мы уверены, что опорный центр в «Руднево» станет базовым центром для всей страны в плане развития беспилотного транспорта. 

Мы в этом плане акцентируем внимание на экологически чистых двигателях. Сейчас идет разработка и внедрение электрики. Мы уверены, что беспилотный транспорт будет полноправной частью нашей системы городского транспорта и частного транспорта в городе.

— К вам обращаются коллеги из других регионов, просят поделиться опытом?

— По федеральной стратегии развития беспилотных технологий именно Федеральный центр, который базируется в «Руднево», является методологом для других субъектов. Напомню, что по этой стратегии у нас должно быть создано 48 научно-производственных центров в регионах. Сейчас коллеги из Федерального центра беспилотных авиационных систем проводят методическую работу с регионами. В этом году у нас должно быть запущено два региональных научно-производственных центра — в Самаре и в Томской области. И будем продолжать работать по созданию сети научно-производственных центров в других регионах.

— Сердце стенда правительства Москвы на ПМЭФ-2024 — высокоскоростная магистраль Москва-Петербург. Как московская промышленность участвует в создании магистрали? 

— ВСМ — это огромный проект, на который, я думаю, будет работать промышленность всей России, потому что он требует ответить на ряд вызовов, в том числе о создании высокоскоростного поезда, совсем другого качества инфраструктуры. И, безусловно, московские промышленники — часть большого проекта. Мы будем создавать эту инфраструктуру вместе с другими субъектами нашей большой страны.