Русско-китайская западня. Москва и Пекин отвернулись от доллара

Доллар — мировая резервная валюта. В долларах держат накопления центральные банки, в доллары бегут инвесторы, когда начинаются кризисы, за доллары ведется глобальная торговля. Тем не менее государства начинают искать альтернативы «американцу».

   
   

Юань и евро — конкуренты «американца»

В России курс на дедолларизацию был взят несколько лет назад, когда страны Запада во главе в США начали вводить против Москвы санкции. Экс-премьер-министр РФ Дмитрий Медведев анонсировал проект правительства, смысл которого заключался в переходе на взаиморасчеты в юанях с Китаем, в евро — с Европейским союзом, в рублях — со странами Евразийского экономического союза.

Как пишет японская Nikkei Asian Review, отказ от доллара привел к тому, что впервые в истории на долю американской валюты приходится менее половины взаиморасчетов между Россией и Китаем. В первом квартале этого года Москва и Пекин совершили 46% операций в долларах, 30% — в евро, 24% — в национальных валютах: в рублях и юанях. Для понимания: в 2015 году под 90% сделок между РФ и КНР осуществлялось в долларах. В прошлом году объем составлял уже 51%.

Эксперты Nikkei полагают, что дедолларизация сделает экономику России менее чувствительной к американским санкциям, и не исключают, что в будущем может даже появиться «финансовый альянс», в котором не будет места доллару. 

Одновременно с Nikkei исследование об отказе Москвы и Пекина от доллара вышло в немецком издании Focus, по данным которого во втором квартале в евро оплачивалось 50,8% экспортных поставок из России в Китай. Речь идет о крупных суммах: в прошлом году РФ поставила в КНР товаров и услуг на 48 миллиардов евро. 

Альтернативу доллару ищут не только Россия и Китай. Соседи США — Венесуэла, Куба, Гондурас, Никарагуа, Эквадор и Боливия — отказываться от американской валюты начали более десяти лет назад. В 2014 году взаиморасчеты в национальных валютах начали проводить Бразилия и Уругвай. В национальных валютах Бразилия торгует с Японией и Китаем. А китайцы не используют доллары во взаиморасчетах с японцами, индусами, австралийцами, иранцами.

Кстати, Иран, в отношении которого Штаты вводили наиболее жесткие санкции (например, Исламскую республику отключили от межбанковской системы передачи данных SWIFT), еще в 2008 году запустил торговую площадку, где за иранский риал продают нефть и газ. Тегеран полностью отказался от долларов: отныне министерства, государственные организации и фирмы обязаны использовать евро как основную валюту в отчетах и при публикации статистики.

   
   

Долларовый пузырь

В феврале этого года экономика США достигла своего пика, после чего закончился самый продолжительный период роста американского ВВП, который длился 128 месяцев. Национальное бюро экономических исследований (NBER) констатировало, что американская экономика вошла в рецессию. 

Во втором квартале американская экономика рухнула на рекордные 32,9%, об этом отчитывалось Министерство торговли США. Все дело в последствиях ограничений, введенных из-за пандемии коронавируса. В июне расходы Вашингтона на преодоление последствий кризиса оценивались в 2 триллиона долларов. Так много не потратила ни одна страна мира. 

Чтобы поддержать национальную экономику, Федеральная резервная система (ФРС) запустила печатный станок: рынки накачали почти 6 триллионами долларов. Это может быть опасно для американской валюты, предупреждают эксперты. Индекс доллара и доходность гособлигаций падают. Как подсчитали в инвестиционном банке Goldman Sachs, печатный станок раздул баланс Федрезерва на 2,8 триллиона долларов, из-за чего инвесторы продают доллары и уходят в золото. 

По мнению эксперта Deutsche Bank Самира Гоэла, вторая волна пандемии COVID-19 может стать сокрушительной для доллара: инвесторы начнут массово продавать американскую валюту. В марте, когда ситуация с коронавирусом оставалась неопределенной и государства вводили жесткие ограничительные меры, инвесторы предпочитали доллары другим валютам, поскольку «американец» является мировой резервной валютой и поэтому считается валютой-убежищем. Сейчас стратегия Вашингтона по выходу из карантина выглядит хуже, чем в других государствах. «Наш трекер мобильности предполагает, что большая часть Европы открывается быстрее, чем США», — говорил Гоэл в интервью CNBC.