К концу этого года российскую валюту ждут новые испытания. К такому мнению пришли эксперты Центра макроэкономических исследований Сбербанка во главе с Юлией Цепляевой. В своём обзоре под названием «Внешние шоки 2015 года: неприятно, но без катастрофы», аналитики называют несколько шоков, способных девальвировать рубль.
Нефтяной шок
Главный шок для российской валюты — это снижение нефтяных котировок. Аналитики Сбербанка ожидают, что в следующем году стоимость барреля не вернётся к 65 долларам, как прогнозировалось ранее. Наоборот, учитывая замедление темпов экономического роста в Китае, спрос на «чёрное золото» будет снижаться, соответственно, цены начнут падать.
Вторым негативным для нефти фактором является скорый выход на рынок углеводородов иранского сырья. После снятия санкций Запада, власти Исламской Республики пообещали восстановить свои позиции на мировой нефтяной арене. По оценке аналитиков, средняя стоимость сырья российской марки Urals составит не более 55 долларов.
Впрочем, как замечает заместитель директора аналитического департамента компании «Альпари» Дарья Желаннова, возвращение иранской нефти на мировой рынок произойдёт не раньше 2016 года. «Да и пока верится с трудом в серьёзное наращивание добычи, которое существенно изменило бы предложение «чёрного золота». Пока спрос на нефть в мире не снижается, МЭА (Международное энергетическое агентство — прим. ред.) прогнозирует его рост, поэтому оснований для серьёзного снижения цен на нефть пока нет», — пояснила эксперт АиФ.ru.
Европейский шок
К новому падению цен на нефть могут добавиться внешние обстоятельства. Прежде всего, кризис в Греции и остающиеся в силе риски её выхода из еврозоны. Конечно, неопределённость с госдолгом Афин.
«Кризис в Греции продолжается, и опасен он прежде всего сокращением ожидаемого прироста мировой экономики. Для нефти и других активов риска барометром служит курс евро, который в случае сохранения Афин в составе валютного блока продолжит падать. Тем не менее именно выход Греции из зоны евро, наоборот, повысит единую европейскую валюту и будет способствовать оптимизации ситуации в экономике еврозоны», — уверен Михаил Крылов, директор аналитического департамента ИК «Golden Hills-КапиталЪ АМ».
С точки зрения цен на нефть, для России, наоборот, лучше возвращение драхмы, подчёркивает эксперт. «Товарооборот с Грецией в 2014 году упал на 40%, поэтому угрозы для безопасности поставок во внешней торговле кризис уже не представляет», — добавляет он.
Китайский шок
Ещё один негативный внешний фактор для рубля — это пузырь на фондовом рынке Китая. С середины мая фондовый рынок КНР потерял 30% капитализации. Уже сейчас очевидно, что экономика Поднебесной начала замедляться, а биржевой крах лишь усугубит ситуацию.
«С начала кризиса китайский рынок потерял 3 трлн юаней рыночной стоимости. Падение окончательно остановилось после того, как банки выделили 3 трлн юаней кредитных линий государственному фонду, взявшемуся оказать поддержку бирже. Все 3 трлн или их часть могут быть использованы для покупок ценных бумаг в случае продолжения падения на фондовой бирже. Вероятность падения китайского фондового рынка не превышает 20% и связана в основном с умеренным риском замедления экономики КНР с нынешних темпов роста 7% в год», — поясняет Михаил Крылов.
Поскольку КНР концентрирует на себе большой объём импорта сырья, не только нефти и газа, но и металлов и пр., замедление экономического роста в Поднебесной приведёт к снижению цен на ключевые экспортные статьи РФ.
Американский шок
Наконец, четвёртым шоком для российской валюты может стать повышение ключевой ставки Федеральной резервной системой (ФРС) США. Как следствие — укрепление доллара и противоположное снижение цен на «чёрное золото» и, соответственно, девальвация рубля.
«Сроки этого события пока неизвестны. Есть вероятность того, что первое повышение пройдёт уже в сентябре 2015 года, однако вполне возможно и то, что эта мера будет отложена до конца 2015 – начала 2016 года. Когда эта мера будет реализована, доллар будет укрепляться против большинства валют, включая российскую. Курс доллара в моменте вырастет. Цена на нефть в моменте снизится», — рассуждает Желаннова.
По мнению Крылова, повышение ставок ФРС уже в этом году почти гарантировано. «В течение полугода оно способно застопорить рост американской экономики. Охлаждение экономики любых потребителей нефти, даже самых враждебных, приводит к падению спроса на наши энергоносители. Не Китай или Греция, а ФРС (американский аналог нашего ЦБ) представляет главную угрозу для экономики России», — резюмирует он.