Рабочая встреча президента России Владимира Путина и мэра Москвы Сергея Собянина строилась на обсуждении ряда важных вопросов развития мегаполиса и планов на будущее. Одной из тем, затронутых в ходе доклада столичного градоначальника, стала промышленность.
Сергей Собянин отметил, что, несмотря на жесточайшие санкции, реализация ранее запущенных программ развития города не остановилась, все намеченное было достигнуто. Президент, в свою очередь, заметил, что высоко оценивает работу столичных властей и надеется, что работа с теми же темпами и эффективностью показателей будет продолжена.
Особое внимание в рамках встречи уделили экономическому росту столицы. Москва, как отмечают эксперты, за последние годы реализовала целый ряд масштабных проектов и по праву стала одним из лидеров мировых мегаполисов. А в области экономики российская столица и вовсе вышла на третье место по валовому продукту с учетом покупательской способности среди мировых городов. Кроме того, особое внимание уделено промышленности. Так, увеличили объем инвестиций за пять лет в два раза. Объем обрабатывающей промышленности стал больше на 40% — в этом параметре учтены новые введенные мощности Московского НПЗ.
Экономический рост
Сергей Собянин в докладе президенту отметил, что общий объем инвестиций в прошлом году оказался беспрецедентным — 4,9 трлн рублей. В итоге на столицу приходится четверть инвестиций России. А 1 рубль бюджетных вложений генерирует более 3 рублей частных.
Важная тенденция последних лет — индустриализация Москвы, а именно строительство новых и расширение имеющихся промышленных производств. В Москве действует более 3,5 тыс. крупных, средних и малых производств. В 2017-2022 гг. объемы производства в обрабатывающих отраслях выросли на 40% (без учета нефтепереработки). В 2022 г. рост обрабатывающей промышленности составил 10,4%.
Крупнейшими работодателями являются динамично развивающиеся мелкий и средний бизнес. В этой сфере занято 3,2 млн человек.
Важным плюсом активного развития столичного региона называют минимальный уровень безработицы — 0,39%. А за пять лет количество рабочих мест в столице стало больше на 300 тысяч.
Экспертное мнение
«Объем инвестиций в экономику Москвы за пять лет увеличился в два раза — это говорит о том, что столица обладает огромным инвестиционным потенциалом. Важным фактором является умение городских властей выстроить государственно-частное партнерство. Кроме того, долгосрочное планирование позволяет инвесторам делать вложения менее рискованными. Важен и тот факт, что Москва правильно прогнозирует потребности экономики, активно поддерживая высокотехнологичные проекты. И, наконец, столица формирует новые подходы к работе с инвесторами, которые впоследствии масштабируются на всю страну», — отметил Егор Диашов, председатель комиссии по финансовым рынкам Московского городского отделения «ОПОРЫ РОССИИ», генеральный директор ООО «Инвестиционная компания ДИАЛОТ».
Москва сегодня развивается уверенно и поступательно, отметил вице-президент МТПП Александр Крутов. «Город делает ставку на развитие наукоемких отраслей, которые позволят поддерживать кадровый потенциал, формируемый столичными вузами и специализированными колледжами, удерживает специалистов в городе естественными методами, например, создавая высокооплачиваемые рабочие места в конкурентных сферах экономики. Эти отрасли также требуют и развития научного потенциала, российской научной школы», — пояснил специалист.
Город показывает, что он делает это все через систему индустриальных парков, где и концентрируются основные производственные мощности. Столичная экономика также обладает устойчивым характером, который могут обслуживать отрасли, подчеркнул Крутов. Столичная власть ведет линию развития промышленности города с уникальной и интеллигентной настойчивостью. Главное, что удалось сделать столице — сохранить научную базу, даже несмотря на бурный рост в плане увеличения территорий и активной городской застройки. «Город находится в числе лидеров и по развитию информационных систем, и в управлении городским транспортом, и управлении перевозками, и в информационном обеспечении», — рассказал Александр Крутов.
Современная промышленность Москвы активно использует и прежние наработки, привнося в них элемент нового — добавляются производственные элементы, которые позволяют сделать новый продукт с более высоким качеством и эффективностью.
«Здесь в первую очередь сказываются те экономические меры, которые были предприняты в последние годы. Это прежде всего развитие промышленности города и инновационных предприятий в рамках особых экономических зон — технополисов. В рамках этих проектов используются специальные инвестиционные и налоговые режимы, применяются дополнительные льготы, фактически бесплатно предоставляется земля для развития производств, действует акселератор для предпринимателей — весьма успешный с точки зрения информационного обеспечения бизнес-сегмента Москвы», — поясняет независимый экономист Андрей Бархота. Он отмечает, что Москва входит в рейтинг лидеров по тому, что занимает топовые позиции в различных международных рейтингах. Также, говорит экономист, в качестве столичного успеха надо упомянуть высокую диверсификацию хозяйственных систем, где есть много отраслей и подотраслей, инновационных кластеров, развитие транспорта. Можно уверенно отметить, что все планы удались и реализовались.
Особо специалист выделяет экономическую политику городских властей. «Проекты типа особой экономической зоны (технополис) входят в приоритетную группу бизнес-потенциала развития инновационных производств. Причем промышленный кластер прошел без особых потер и период пандемии, и период санкционного давления. Это лишний раз доказывает эффективность мер именно в части экономической политики и работы с предпринимателями», — пояснил Бархота. Он также сфокусировался на том, что в Москве минимальный уровень безработицы и не спадает деловая активность — об этом Сергей Собянин также докладывал президенту.
Внимание «Москвичу»
Одним из ярких проектов, реализованных столичным правительством за прошлый год, стал перезапуск производства легендарного «Москвича». Всего за 5 месяцев, как следует из доклада мэра Москвы, столичное правительство совместно с «КамАЗом» возобновили на заводе, с которого ушла компания «Рено», полномасштабное производство. И уже в том же году было произведено 2 тысячи новых машин российской марки.
В ближайшие два-три года планируется создать отечественную платформу электромобилей, благодаря которой Москва станет российским центром разработки и производства электротранспорта. Созданный в Москве межотраслевой кластер электромобилестроения включает 40 организаций.
Крупнейшие проекты — организация выпуска легковых электромобилей («Москвич»), электрогрузовиков, а также аккумуляторных батарей для электротранспорта. Кроме того, на заводе СВАРЗ в Сокольниках организован выпуск электробусов (партнер — «КамАЗ»).
Развитие московского кластера электромобилестроения обеспечит создание около 40 тысяч рабочих мест — на головных предприятиях и предприятиях-производителях автокомпонентов в Москве и других регионах России, подчеркнул Собянин.
Андрей Бархота отмечает, что отрасли машиностроения и транспортного машиностроения столкнулись с беспрецедентными условиями «идеального шторма», когда иностранные производители довольно быстро покидали страну. «Скорость, с которой происходил запуск “Москвича” на базе промышленных мощностей “Рено”, поражает — это происходило в течение недель и даже дней. Обычно это сопровождается конструкторскими разработками и опытными изысканиями, поиском партнерств, которые могут занимать месяцы и годы, а здесь это заняло недели. И это значимое событие, потому что создание нового готового продукта в данном случае не просто завод, а уже и готовый продукт и не только с двигателем внутреннего сгорания, но и на электротяге, указывает на то, что промышленный потенциал и потенциал индустриальных партнерств и связей очень высок в Москве», — пояснил экономист Бархота.
Фактически, подчеркнул эксперт, Москва находится на таком уровне своего промышленного потенциала, что любой проект при необходимости она может подхватить и развить его до высоких показателей качества.
«Москва комплексно развивается как город, она развивает свою инфраструктуру, в том числе социальную и транспортную, параллельно идут процессы по развитию промышленного сектора. Флагманами в этом направлении являются фармацевтика, искусственный интеллект, девелопмент и многие другие. Когда город комплексно развивает свои территории, транспортную инфраструктуру — сколько в последние 5 лет построено дорог, сколько станций метро запущено, МЦД, МЦК, хорды — это все приводит к развитию инфраструктуры, появлению новых рабочих мест, улучшению качества жизни горожан и приводит к инвестиционной привлекательности города. Здесь же задействованы, помимо промышленности, предприятия малого и среднего бизнеса. И все это в целом дает огромные показатели, которыми Москва может гордиться», — рассказывает председатель комитета по развитию инвестиционной среды МТПП Анна Вовк.
Она также отметила, что Москва фокусируется на разных программах — строительстве БПЛА, развитии искусственного интеллекта, фармацевтики, строительстве электромобилей.
Олег Артемьев, депутат Московской городской Думы:
«Москва стремительно переходит на электротранспорт. Развитие электромобилестроения – один из флагманских проектов, реализуемых по иницитиаве и под руководством мэра Москвы Сергея Собянина. Не может не изумлять стремительность, те кратчайшие сроки, в которые проект был запущен и успешно реализован. Всего 5 месяцев потребовалось Правительству Москвы для того, чтобы возобновить производство на автозаводе «Москвич».
Москва в ближайшие годы станет центром разработки и производства электротранспорта для всей России – и это будет настоящим прорывом. Ведь в столице проходит то, что стали называть «новой индустриализацией» - бурно развивается промышленность, появляются новые предприятия, заводы, но только современные, высокотехнологичные и экологически безопасные. Создан целый кластер из 40 организаций. Ключевые направления – производство электрических легковушек на «Москвиче», электрогрузовиков, электробусов (выпуск уже налажен в Сокольниках в партнерстве с КамАЗом), аккумуляторных батарей для электротранспорта. Экономческий эффект от таких проектов будет колоссальным – более 40 000 рабочих мест в Москве и по всей России. Так столица будет двигать вперед электромобилестроение всей России».