Россия теряет Европу? Греция начинает строительство газопровода в обход РФ

Греция запускает строительство своей части Трансадриатического газопровода (ТАП). По нему европейские потребители будут получать «голубое топливо» из Каспийского региона в обход России.

   
   

Это не «Южный поток»

Добро на строительство Трансадриатического трубопровода Еврокомиссия дала в марте. Соглашение о реализации проекта, по мнению еврочиновников, соответствует требованиям антимонопольного законодательства ЕС. Примечательно, что похожий газопровод — «Южный поток», который собиралась строить Россия, — нормам Третьего энергетического пакета не соответствовал.

«Этот проект улучшит безопасность и диверсификацию энергетического снабжения ЕС, не нарушая правил конкуренции на внутреннем рынке», — говорится в сообщении Еврокомиссии, которое приводит ТАСС.

Газопровод станет последней частью проекта «Южный газовый коридор», согласно которому газ каспийских производителей будет экспортироваться в страны ЕС в обход РФ. Первоначальная мощность трубы составляет 10 млрд кубометров топлива в год. В перспективе планируется увеличение мощности вдвое за счёт введения в эксплуатацию двух дополнительных компрессорных станций.

География Трансадриатического газопровода проходит через Грецию, Албанию, Италию. Ожидается, что строительство сухопутной части проекта продлится 3,5 года, морской участок планируют построить за зиму 2017–2018 гг. Начало поставок по ТАП намечено на 2020 год.

Стоимость ТАП оценивается в 45 млрд долларов. Его ключевыми акционерами являются британская BP, итальянская Snam, азербайджанская Socar — им в проекте принадлежит по 20%. Бельгийской Fluxys досталось 19%, испанской Enagas — 16%, а швейцарской Axpo — 5%.

Диверсификация поставок топлива — главная задача энергетической безопасности Евросоюза. Последние годы европейские политики усердно ищут альтернативных России экспортёров нефти и газа.

   
   

«Думаю, Европа уже устала каждое лето обсуждать, как пройти зиму. У крупнейшей экономики мира не должно быть таких проблем в XXI веке. Россия останется очень важным поставщиком энергоносителей в ЕС, но её влияние снизится», — говорил в прошлом году зампредседателя Еврокомиссии по энергетике Марош Шефчович.

По следам «Набукко»

Несколько лет назад приоритетным для Евросоюза проектом был газопровод «Набукко» с пропускной способностью 26–31 млрд кубометров в год. Предполагалось, что труба свяжет страны Старого Света с Азербайджаном, Туркменией, Ираком и Ираном, минуя Россию. Но из-за постоянно растущей стоимости проекта на нём был поставлен крест: с изначальной сметы в 7,9 млрд долларов цена газопровода увеличилась до 14 млрд долларов. После отказа от реализации «Набукко» приоритетным для ЕС стал проект «Южного газового коридора», по которому европейцы будут получать топливо из Каспийского региона и, возможно, с Ближнего Востока.

Одним из наиболее перспективных каспийских поставщиков газа назывался Азербайджан, который, согласно планам ЕС, к 2020 году должен импортировать 10 млрд кубометров топлива в год. Азербайджанская компания Socar намерена экспортировать в Европу газ с месторождения «Шах-Дениз», подтверждённые запасы которого оцениваются в 1,2 трлн кубометров.

Объёмы поставок газа из Азербайджана даже при экспорте на полную мощность несопоставимы с теми объёмами топлива, которые Европа получает из России. Для понимания: 10 млрд азербайджанского газа в год — это меньше 10% от поставок российского сырья.

«По сути, никакой сенсации для «Газпрома» в этом нет — объём азербайджанского сырья не способен полностью покрыть потребности рынка ЕС и даже указанного региона в газе. Тем не менее сейчас совершенно очевидно, что рынок юга Европы «уплывает» от «Газпрома» в связи с отказом от проектов «Южного потока» и «Турецкого потока», а это открывает новые возможности для других относительно небольших, но вполне амбициозных игроков, таких как Азербайджан, Туркменистан, Казахстан», — предупреждает аналитик АЛОР БРОКЕР Кирилл Яковенко.

Впрочем, по словам эксперта, российской стороне сейчас проще и выгоднее развивать экспорт в страны Северной и Центральной Европы за счёт строительства второй ветки «Северного потока». В этом регионе весомую конкуренцию «Газпрому» составляет только Норвегия, занимающая до половины рынка.

«По поводу цены азербайджанского газа для европейских потребителей пока уверенно говорить трудно. Дело в том, что строительство ТАП только начинается, а ценовая конъюнктура на рынке быстро меняется и к моменту окончания строительства может существенно отличаться от нынешней. Насколько мне известно, в 2013 году, на стадии планирования, речь шла о цене, сравнимой с ценой российского газа (тогда это было порядка 400 долларов за тысячу кубометров). Думаю, что в любом случае этот газ не будет дешевле российского, поскольку проект добычи на «Шах-Денизе» и транспортировки этого газа в Европу довольно дорогостоящий, и его участникам придётся закладывать в цену понесённые издержки», — подчёркивает старший аналитический обозреватель MFX Broker Роберт Новак.