«Текущие поставки через ГИС „Суджа“ осуществляются в среднем в размере 40 млн куб. м в сутки, — говорит эксперт. — Что на фоне наших прежних объемов экспорта в ЕС, когда „Газпром“ занимал до 48% европейского рынка, выглядит незначительно. Сейчас Россия обеспечивает примерно 10% потребностей европейцев в газе, и основной объем мы прокачиваем через Турцию».
Трубопроводные поставки российского газа в Европу осуществляются по двум маршрутам — через Турцию и Украину. С турецким транзитом никаких проблем не возникает, Москва и Анкара даже реализуют совместный проект по созданию газового хаба. С Киевом все гораздо сложнее. Технически есть две точки входа в украинскую газотранспортную систему из России — ГИС «Сохрановка» и ГИС «Суджа». Первая давно простаивает, Киев не принимает заявки «Газпрома» на прокачку газа через нее, а в непосредственной близости от ГИС «Суджа» развернулись боевые действия, угрожающие остановкой и этой станции. Но пока мы сохраняем ее в рабочем состоянии.
«Россия, а ранее Советский Союз, десятилетиями нарабатывали репутацию надежного поставщика газа, — напоминает Андрианов. — В разное время, при разных межгосударственных отношениях наш экспорт никогда не прерывался по нашей вине, поэтому и сейчас мы сохраняем газовые поставки в Европу через ГИС „Суджа“, выполняем свои обязательства, несмотря на форс-мажорные, во многом трагические обстоятельства».
Кроме репутационных причин, мы все же неплохо зарабатываем на экспорте газа в Европу, в том числе и через ГИС «Суджа». За весь 2023 год «Газпром» экспортировал по трубе в европейские страны около 45 млрд куб. м газа на общую сумму примерно 1,25 трлн руб. (точные цифры в контрактах традиционно не раскрываются). С учетом всех налогов и сборов трубопроводные поставки газа в ЕС принесли федеральному бюджету не менее 0,4 трлн руб. Учитывая, что в 2023 году социальные расходы составили 7,34 трлн руб., очевидно, что сохраняющийся газовый экспорт в Европу обеспечил нам 5,45% всех бюджетных трат на выплаты пенсий, пособий, зарплат бюджетников и прочие социальные выплаты.
«Конечно, и украинский транзит, начинающийся на ГИС „Суджа“, нам выгоден и важен с точки зрения дохода для страны, — отметил эксперт. — Но в случае полного прекращения поставок по этому маршруту ничего критичного не случится, нам в любом случае нужно искать альтернативные маршруты. Вероятно, это можно сделать через Турцию, а возможно, стоит наращивать поставки в направлении Востока и расширять внутренний рынок».
Ранее эксперты объяснили aif.ru, как скажутся на доходах нашей страны новые санкции США против российского СПГ.