Реанимация «Турецкого потока». Возобновит ли РФ строительство газопровода

Виталий Аньков / РИА Новости

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил правительству подготовить меры по снятию санкций с Турции. По его словам, эмбарго в отношении Анкары будет сниматься поэтапно, чтобы не навредить российским компаниям.

   
   

Означает ли перемирие между Москвой и Анкарой возобновление проекта газопровода «Турецкий поток»?

Поток размораживается?

О восстановлении отношений с Турцией накануне заявил президент РФ Владимир Путин. Решение было принято после телефонного разговора с турецким лидером Тайипом Реджепом Эрдоганом.

На фоне потепления отношений между странами уже появились разговоры о возможности возобновления проекта «Турецкий поток». Как заявил замначальника финансово-экономического департамента компании Игорь Шаталов, готовность газопровода для проектного финансирования высока.

«Что касается «Турецкого потока», изначально сам проект был достаточно глубоко и серьёзно проработан. Стоимость четырёх ниток оценивалась приблизительно в 11,4 млрд. Существует возможность варианта с двумя нитками. Степень готовности под проектное финансирование очень высокая. При решении вопроса о возобновлении проекта эта готовность очень высока», — цитирует Шаталова РИА «Новости».

В Минэнерго по поводу размораживания «Турецкого потока» и возобновления других энергетических проектов РФ в Турции ждут решения правительства, сообщил глава ведомства Александр Новак.

Напомним, решение о строительстве «Турецкого потока» было принято после того, как был поставлен крест на «Южном потоке», который, по мнению Брюсселя, не соответствовал нормам европейского законодательства.

   
   

Роль «Турецкого потока», как и «Южного», сводилась к исключению Украины из транзитной цепочки российского газа в ЕС. География газопровода оказалась более урезанной по сравнению с его предшественником: труба должна была протянуться по дну Чёрного моря до Турции, затем до её границы с Грецией, а оттуда до Македонии, Сербии, Венгрии и Австрии. «Южный поток» же должен был пройти через Болгарию, Сербию, Венгрию, Словению, Италию, Хорватию.

Не прошло и года после решения о строительстве «Турецкого потока», как и его реализация была заморожена. Произошло это после того, как в ноябре 2015 года турецкие военные сбили российский военный самолёт на границе Турции и Сирии.

В начале июня Владимир Путин заявлял, что Москва не отказывалась окончательно ни от «Турецкого», ни от «Южного» потоков.

«Что касается экспортных маршрутов по дну Чёрного моря, есть известные трудности политического характера в Турции, это известно. Но мы окончательно не отказываемся ни от одного из проектов — ни от «Южного потока», ни от «Турецкого потока». Нам нужна только ясная позиция Еврокомиссии — ясная, понятная, однозначно понимаемая. Этого нет пока ни по одному из этих проектов», — цитирует главу государства РИА «Новости».

Комментируя возобновление отношений с Анкарой, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что говорить о реанимации «Турецкого потока» пока рано.

«Пока, наверное, об этом говорить преждевременно. Вы знаете, что существуют различные протоколы о намерениях, которые подписывались «Газпромом» в Италии несколько месяцев назад, обсуждаются пока в рамочном формате различные иные маршруты. Какие маршруты будут конкретизированы и вступят в стадию реализации, сейчас пока говорить преждевременно», — пояснил Песков.

Санкции как стимул

Перезапуск отношений России и Турции может стать мощным импульсом для российско-турецких проектов, реализация которых ранее по разным причинам тормозилась. Это прежде всего «Турецкий поток» и АЭС «Аккую», говорит председатель совета директоров «Инжиниринговой компании «2К», к. э. н. Иван Андриевский.

«Несмотря на взаимный интерес к проектам, ранее (до обострения отношений) стороны так и не смогли согласовать все вопросы по этим объектам. Перезапуск отношений может кардинально развернуть ситуацию, особенно, принимая во внимание, с какой готовностью стороны взяли курс на сближение. «Турецкий поток» вполне может стать базовым проектом в рамках демонстрации нового этапа российско-турецких отношений», — считает эксперт.

«Газпром» уже инвестировал огромные средства в реализацию «Южного коридора» — сначала это был «Южный поток», потом «Турецкий». Была частично подготовлена инфраструктура, уложены сухопутные участки маршрута. Однако оба проекта были последовательно законсервированы, а часть расходов на их подготовку — списаны. «Реанимация «Южного коридора» в любом варианте «потока» — через Турцию или Болгарию — позволит «Газпрому» избежать дальнейших списаний и задействовать подготовленную инфраструктуру. Российская компания уже заявила, что готова быстро расконсервировать «Южный поток» либо вернуться к «Турецкому потоку», если проектам не будет чиниться препятствий», — подчёркивает Андриевский.

По мнению директора аналитического департамента ИК «Golden Hills — КапиталЪ АМ» Михаила Крылова, «Турецкий поток» — это идея, объединяющая ближневосточное направление внешнеэкономического маркетинга. «С помощью таких идей в сфере маркетинга можно добиваться подлинных целей российской экономики. Например, более выгодных условий посредничества в торговле турецким экспортом продовольствия и туристических услуг. Именно это приведёт к увеличению региональной экономической мощи России и позволит ей категоризировать себя как регионального экономического лидера», — резюмирует он.