Наполнение государственной казны по-прежнему во многом зависит от нефтегазовых доходов, которые формируют до трети федерального бюджета.
Евгений Никтовенко, aif.ru: — Константин Васильевич, мировые цены на нефть превысили круглую отметку в 90 долл. за баррель. Что толкает котировки вверх?
Константин Симонов: — Очевидной причиной являются события на Ближнем Востоке, при этом удивителен не текущий рост цен, а их снижение ранее. С момента атаки на Израиль, произошедшей 7 октября 2023 года, многие аналитики прогнозировали взлет котировок, но они довольно неожиданно начали падать. Сейчас рынок «исправляется», а опасения эскалации конфликта между Ираном и Израилем еще больше «подливают масла в огонь», что и толкает котировки вверх с удвоенной силой.
— Сказывается геополитический фактор?
— Да, на товарном рынке физической нефти нет событий, которые могли бы вызвать такой резкий рост нефтяных цен, котировки толкает вверх политическая конъюнктура. Кроме перечисленного, в нефтеносном ближневосточном регионе никуда не делась проблема, связанная с действиями хуситов. Также сильно повлиял на цены ракетный удар Израиля по иранскому консульству в Сирии.
Российский вектор
— Нашей стране высокие цены на нефть выгодны?
— Конечно, мы крупные экспортеры, очевидно, чем выше цены, тем больше доходов получает федеральный бюджет и наши компании. Но эта выгода действует лишь в сиюминутной, краткосрочной перспективе.
— А дальше?
— Стратегически у дорогой нефти есть две опасности. Во-первых, высокие цены могут стимулировать наших конкурентов больше инвестировать в добывающие проекты, больше экспортировать, что уже происходит в США, Канаде, Бразилии, Норвегии. При этом наша страна связана договоренностями в рамках ОПЕК+, мы не можем увеличить объемы своих поставок на внешние рынки, и есть риск, что нас попросту вытеснят. Поэтому, если цена на нефть будет устойчиво держаться выше 90 долл. за баррель, то, скорее всего, нужно будет увеличить квоты на добычу и экспорт для стран-участниц ОПЕК+, включая Россию.
Во-вторых, дорогая нефть активизирует различные проекты, связанные с возобновляемой энергетикой. «Зеленая» генерация неконкурентоспособна при дешевой нефти, но с ростом котировок солнечные или ветровые станции запускать будет проще.
— С учетом этих факторов, какая цена на нефть комфортна для России?
— Примерно на уровне 70-80 долл. за баррель. По факту российская марка Urals сейчас и продается в этом ценовом диапазоне, но, чтобы исключить любые неожиданности в будущем, нам было бы лучше опустить до этого уровня глобальные котировки.
— Доходы от продажи нефти по такой цене обеспечивают стабильность бюджета?
— В марте нефтегазовые доходы бюджета составили 1,3 трлн руб., с начала года мы идем с превышением прогноза по сборам. В прошлом году фактические поступления отставали от плана, сейчас у нас ситуация гораздо лучше. Уже сейчас можно быть уверенным, что в 2024 году все запланированные расходы бюджета будут исполнены в срок и в полном объеме. Это касается в том числе и социальных выплат населению, и зарплат бюджетникам.
— Подросшие нефтяные цены увеличат в апреле объем поступлений? Может, и размер соцвыплат подрастет?
— Нет, нефтегазовые доходы в апреле будут, конечно, высокие, но показатели марта не перекроют. Дело в том, что нефтяники в марте выплатили налог на дополнительный доход общим размером более 0,5 трлн руб., а в апреле таких платежей не будет, этот налог выплачивается лишь несколько раз в год. Поэтому высокие нефтяные цены обеспечат высокие сборы в апреле, но они будут ниже результата марта.
— А в целом по 2024 году при таких ценах на нефть нефтегазовые доходы достигнут запланированного в бюджете уровня?
— По верхней планке прогноза Минфин ожидает по итогам текущего года получить 11,5 трлн руб. нефтегазовых доходов. Это очень высокий уровень, в таком объеме поступления были лишь в уникальном 2022 году, когда мы еще поставляли газ в Европу, а цены на нефть поднимались выше 100 долл. за баррель. Для сравнения — в прошлом году бюджет получил 8,8 трлн руб. нефтегазовых доходов. Поэтому, скорее всего, идеальный план в 11,5 трлн руб. не будет выполнен, сборы составят 10-10,5 трлн руб., но это не станет поводом для волнения, так как базовый сценарий, рассчитанный исходя из цены на нефть в 60 долл. за баррель, мы точно перевыполним, и никах угроз стабильности бюджета не будет, все расходные статьи, включая социальные, будут исправно профинансированы.
Цены на АЗС
— Дорожающая нефть «потащит» за собой цены на бензин и дизель?
— В какой-то степени да, топливо будет дорожать. Высокие налоговые сборы с нефтяников, которые наполняют бюджет, оборачиваются дорогим бензином и дизелем. Если сделать топливо дешевым, как, например, в Венесуэле, то и социальные выплаты, и зарплаты будут как в Венесуэле.
Кроме того, наш внутренний рынок по-прежнему связан с внешним, и если там стоимость нефтепродуктов выше, то производители будут стремиться отгрузить топливо на внешние рынки, им это выгоднее. Бензины сейчас экспортировать временно запрещено, но дизтопливо вывозить можно. Чтобы сгладить скачки цен и не создавать дефицита на внутреннем рынке, у нас существует специальный демпферный механизм.
— Как он работает?
— Фактически государство компенсирует нефтяникам часть их потерь, полученных при отказе от экспортных поставок в пользу внутреннего рынка. В результате мы удовлетворяем внутренний спрос на топливо и не допускаем резких изменений цен.
— Осенью прошлого года цены на АЗС очень резко росли.
— Тот стресс как раз и являлся следствием ошибочного регулирования, когда сократили вдвое размер демпферных выплат нефтяникам. Правительство признало и исправило ошибку, объемы демпфера восстановили в прежнем размере, поэтому повторения событий осени прошлого года уже не будет, цены на топливо подрастут, но это будет управляемый процесс.
— А можете перевести «управляемый процесс» на язык цифр, как именно подорожает топливо?
— В первом квартале текущего года стоимость бензина выросла на 0,7%, дизель вообще не подорожал. Можно с уверенностью предположить, что в целом в 2024 году нефтепродукты, конечно, станут дороже, но рост цен на них будет ниже уровня общей инфляции, и уж точно нам удастся избежать резких скачков, как это было в прошлом году.
Средняя стоимость литра топлива (рублей) |
|||
Федеральный округ |
АИ-92 |
АИ-95 |
Дизель |
Центральный |
50,64 |
55,89 |
62,13 |
Южный |
51,65 |
57,41 |
62,05 |
Северо-Западный |
51,29 |
55,72 |
65,8 |
Дальневосточный |
55,76 |
59,09 |
76,29 |
Сибирский |
49,1 |
52,6 |
67,71 |
Уральский |
48,6 |
53,24 |
65,37 |
Приволжский |
49,71 |
53,93 |
61,74 |
Северо-Кавказский |
51,18 |
56,13 |
61,71 |
Источник: Росстат, платформа iMonitoring, на конец марта. |