Работает ли публичная оферта в случае ошибки на бирке?

Категория:  Права потребителей
Ответ эксперта

Узнать на кассе о том, что стоимость товара отличается от указанной на ценнике, всегда неприятно. Многие россияне знают о публичной оферте и требуют осуществить продажу по более низкой цене, но иногда ошибка происходит не по вине продавца: например, кто-то из покупателей мог подменить бирку.

   
   

«С юридической точки зрения ситуация со сменой бирки или этикетки на товаре неоднозначна, — отвечает юрист Милана Романова. — Согласно положениям ГК РФ, ценник — это публичная оферта, а значит, условия на нем, (включая цену) — направлены на неограниченный круг лиц, и продавец обязан продать покупателю товар по этой цене. Закон „О защите прав потребителей“ обязывает продавца предоставлять потребителю достоверную информацию. Соответственно, в обязанности продавца входит поддержание ценников в актуальном состоянии: чтобы они соответствовали товарам, на которых установлены.

Потребитель имеет право купить товар по цене, указанной на ценнике (бирке или этикетке), и если продавец отказывается это сделать, необходимо оставить ему претензию и обратиться в уполномоченные органы — Роспотребнадзор и прокуратуру. Но с другой стороны, несоответствие цены в данном случае произошло не по вине продавца — он мог не успеть этого заметить. Здесь все решается путем переговоров продавца и покупателя, и если последний продолжит настаивать на своем, то продавец может объяснить ситуацию уполномоченным органам, предоставить свидетельские показания и записи с камер. Тогда, возможно, они сочтут такие причины несоответствия цены объективными».