Профилактика во благо трудящимся. Что для этого делает ФСС?

GolF2532 / Shutterstock.com

Представители Московского отделения Фонда социального страхования РФ и участники пилотного проекта по предупреждению профзаболеваний провели круглый стол, где обсуждали поддержку государством работников и работодателей в столице.

   
   

Плюс молоко 

Важной темы коснулась управляющая Московским отделением Фонда социального страхования (ФСС) Наталья Сидорова. Она рассказала о работе организации в рамках движения «К нулевому травматизму». По её словам, сегодня треугольник «обеспечение-предупреждение-реабилитация» отделение старается развернуть и работать по схеме «предупреждение — реабилитация — обеспечение». Ведь предупреждение травм способствует и сохранению здоровья трудящихся, и правильному распределению финансовых средств фонда. Потому на предупредительные меры сегодня стало выделяться в 2 раза больше средств. 

К предупредительным мерам Сидорова отнесла индивидуальные средства защиты, включая особенности ковидного периода, медосмотры, спецоценку условий труда, санаторно-курортное лечение для предпенсионеров и работников, которые работают на вредных производствах. В нынешнем году в качестве дополнений в перечень были внесены предупредительные меры, связанные с производственными процессами, и статья «Молоко».

«Мы с вами помним, — сказала Наталья Сидорова, — что когда-то в прошлом веке статья «Молоко» у нас тоже была, и работники вредных производств ею пользовались. Всё, наверное, циклично, и сейчас также данную статью внесли в изменения».

Она добавила, что за последние 3 года статьями расходов по предупредительным мерам стали пользоваться не только крупные страхователи, но даже организации с незначительной численностью сотрудников.

«И если по Москве в 2016 году это было всего 250 работодателей, то сейчас тех, кто воспользовался этим правом за последние 3 года, уже больше 450-ти. Мы видим положительную динамику в этом отношении и потому продолжаем разъяснять работодателям их права. Таким образом, работаем, чтобы травматизма на столичных предприятиях было как можно меньше», — заключила управляющая Московским отделением ФСС.

Участники круглого стола обсудили также вопросы финансирования фондом случаев реабилитации работников московских предприятий.

   
   

«Пилот» для пилотов 

С апреля по декабрь 2021 г. был осуществлён пилотный проект фонда по организации межведомственного взаимодействия в целях предупреждения профессиональных заболеваний и создания системы мониторинга состояния здоровья работников. Проект проводился совместно с Минтрансом и Минтрудом России — 15 млн рублей из средств ФСС получили работодатели в качестве возмещения расходов.

В рамках круглого стола были подведены некоторые его итоги. Начальник отдела комплексной реабилитации пострадавших Ольга Неспанова уточнила, что участниками проекта выступили «Аэрофлот», авиакомпания «Сибирь» и «РЖД».

По её словам, были отобраны участники, страдающие самым значительным по количеству профзаболеваний недугом — нейросенсорной тугоухостью. «Профилактика, — сказала Неспанова, — проводилась в центрах реабилитации фонда — «Омский» и «Голубая речка». Расходы предоставлялись на дополнительный отпуск работника (18 дней) на время этой профилактики, а также на проезд до места её проведения. Возмещались и расходы на повторные медицинские осмотры». 

Итогом пилотного проекта, по словам Неспановой, стало улучшение аудиометрической картины у 65% работников. «Отмечается устранение проявления тугоухости или значительное улучшение слуха, а также улучшение общего самочувствия и психоэмоционального состояния, что тоже немаловажно», — отметила она. 

Профилактика продолжает оставаться первым и главным условием в медобслуживании сотрудников РЖД, т. к. железнодорожная медицина сохранила принцип производственного здравоохранения, ставя во главу угла безопасность пассажиров и перевозок.

Об этом известном факте напомнила начальник отдела медицинского обеспечения безопасности движения Центральной дирекции здравоохранения — филиала РЖД Екатерина Гутор. И потому, по её мнению, участвовать в проекте железнодорожникам было в какой-то мере легче.

«Кадры, — сказала она, — как известно, решают всё. И для нас здесь главное — это предупреждение и сохранение стажированных работников». 

Компания, как заверила Гутор, и в дальнейшем с удовольствием будет участвовать в реализации пилотных проектов в надежде на расширение нозологических форм.

Продолжая разговор, Ольга Неспанова сообщила, что опыт 2021 г. будет продолжен и на новом этапе в пилотном проекте примут участие работники не только гражданской авиации и железных дорог, но и угольной промышленности и металлургии — в общей сложности около 4 тыс. человек.

Профилактические мероприятия, на которые в следующем году будет потрачено около 500 млн рублей, также будут финансироваться Фондом социального страхования, и в них будут вовлечены все его центры реабилитации.