Российский рубль, в полном соответствии с нашим национальным характером, создал себе непреодолимые по европейским или американским меркам трудности, обвалившись в марте до 120 за доллар. Но, когда в него уже никто не верил, вдруг воспрял, наперекор всем прогнозам унизил американскую валюту до 58 рублей за доллар и фактически вытеснил из денежного оборота иностранные деньги. Теперь сложности возникли у владельцев счетов в евро или долларах. На фоне избыточной валютной ликвидности банкиры вводят против них комиссионные сборы.
Крах рубля
К денежным единицам иностранных государств на Руси давно питали особые чувства, от уважения в царской России до преклонения в «лихие 90-ые» прошлого века, а в советские времена за обладание наличными долларами можно было схлопотать приличный срок. Апофеоз любви россиян к зарубежным банкнотам наступил в феврале-марте, после введения западных санкций и начала спецоперации на Украине. Граждане быстро выпотрошили все иностранные купюры из банкоматов и опустошили обменные пункты. ЦБ, борясь с оттоком валюты, обязал экспортеров продавать минимум 80% выручки и ограничил для физлиц переводы за рубеж суммой в 10 тыс. долларов. Банки фактически заморозили валютные вклады и счета россиян. За вожделенный доллар официально давали 120 рублей, а вмиг возникшие менялы просили 150-170. Президент США Байден, удовлетворенно потирая руки от мощного действия введенных санкций, усилил обвал нашей национальной валюты до 200 рублей за один доллар.
Восставший из пепла
Но все прогнозы экономистов были посрамлены. Западные санкции возымели самый неожиданный эффект. Реагируя на ограничения на экспорт российских энергоносителей, мировые нефтяные и газовые цены ринулись вверх, самым естественным образом увеличивая приток валюты в Россию. Одновременно из-за курсовых колебаний и разорванной логистики резко упали импортные потоки, существенная часть «не потраченной» за границей валюты осталась в стране. Двойной удар зафиксировал в своей статистике ЦБ — внешнеторговый профицит РФ с января по май 2022 года вырос более чем в 2,7 раза по сравнению с показателем за аналогичный период 2021 года и составил $124,3 млрд, а профицит счета платежного баланса составил 110,3 млрд долларов, что в 3,4 раза больше прошлогоднего показателя.
Финансовый рынок России не может переварить столько избыточной валюты. Уже регулятор увеличил лимит на переводы за границу до 150 тыс. долларов с прежних 10 тыс., уже снижена планка обязательной продажи валюты экспортерами до 50% вместо 80%, ключевая ставка рефинансирования ЦБ в несколько приемов снижена до 9,5% с 20%, а валютный поток не иссякает, рубль упрямо крепнет. Такой курс уже не интересен государству, поскольку затрудняет исполнение расходных статей бюджета.
Новая реальность
Сложилась уникальная ситуация. Экспортеры обеспечивают бесперебойные поставки валюты, а импортерам столько просто не нужно. Избыток копится в банках, но в условиях финансовых санкций вариантов по его использованию немного. В итоге эта валютная масса частично перетекает в рублевые инструменты, что оказывает дополнительную поддержку рублю, укрепляя и без того высокий курс нашей национальной валюты. Хорошо, что у государства есть внешний долг, можно хоть немного «стравить пар», потратив часть валюты на его обслуживание. Правда, по данным МинФина, до конца 2022 года на эти цели необходим всего 1 млрд долларов.
Ставшая никому не нужной валюта настолько опостылела банкирам, что те решились на отчаянный шаг — стали дискриминировать неинтересных им валютных клиентов, стимулируя их уходить в рублевую зону. Например, банк Тинькофф с 23 июня вводит плату за обслуживание текущих счетов в долларах, евро, фунтах и швейцарских франках размером 1%. Райффайзен банк подобную комиссию на текущие валютные счета вводит с 30 июня, ее размер составит 0,2% на сумму, превышающую 5 тыс. для всех валют и 500 тыс. для японских йен. Банк Уралсиб с 6 июня взимает 0,3% со всей суммы остатка на клиентских счетах в евро. По информации редакции, в ближайшее время на такие же шаги пойдут еще 4-5 крупных российских банков.
Что делать с валютным счетом
Как лучше всего в сложившейся ситуации распорядиться валютными сбережениями простым гражданам, рассказал старший аналитик инвестиционной компании Андрей Пак: «Если ваш банк ввел плату за обслуживание текущего валютного счета, то лучше переведите свои финансы в валютный депозит. Конечно, ставки там низкие, в пределах 1%, но хотя бы взимать деньги за хранение не будут. Если деньги нужны сейчас, то до 10 тыс. долларов вы можете снять наличными. Можно перевести накопления в другой банк, которой пока не вводил платы за обслуживание счетов, но тогда, если решите снять наличные, вам выдадут сумму в рублях, такое ограничение действует до 22 сентября.
Еще можно рассмотреть вложения в ценные бумаги, номинированные в долларах. Такая возможность пока есть, например, через СПБ-биржу, но тут нужно тщательно рассчитывать санкционные риски, купленные активы могут “заморозить” в любой момент.
Если есть зарубежные счета, то можно попытаться вывести туда, сейчас это разрешено в пределах 150 тыс. долларов в месяц, но предварительно необходимо изучить условия обслуживания в зарубежном банке. Во многих странах, в отличие от России, могут быть отрицательные ставки по депозитам, и размер платы за ведение счета может превышать издержки в российских банках.
Хранить наличные купюры — самый плохой вариант. Если дома — то небезопасно. Если в банке — то придется платить за аренду банковской ячейки, плата зависит от размера ячейки и срока хранения, очень усредненно это 40-60 рублей в день».
Еще в апреле никто и подумать не мог о сложностях с размещением валютных сбережений. Стремительный бег событий меняет политический и экономический ландшафт мира с устрашающей скоростью. «Остановить землю, чтобы сойти» не получится. Для сохранения своих сбережений придется подстраиваться под этот сумасшедший темп.