Предсказуемый рост. Как изменятся цены на бензин?

Евгений Переверзев / РИА Новости

Есть в России ценники, на изменение которых наши люди всегда реагируют очень остро. Сейчас обстановка достаточно непростая, а на носу новый год (финансовый, бюджетный и просто календарный). Вполне объяснимо, что все чаще звучит вопрос к власти и нефтяникам: подорожает бензин или нет? Как пишут «Ведомости», нефтяники уже обсудили с властями проблему снижения рентабельности АЗС.

   
   

Обычно в таких случаях компетентные лица отмалчиваются, тем самым нагнетая тревогу. В этом году эксперты на удивление спокойно и четко поясняют: да, цены на топливо в обозримом будущем неизбежно вырастут. Но повода для паники нет.

Разбираемся, почему.

Есть несколько веских причин, по которым цены на топливо просто не могут оставаться на прежнем уровне. Первая из них — увеличение налоговой нагрузки на газовую и нефтяную отрасли. Соответствующий закон подписал 21 ноября президент РФ Владимир Путин. Крупные добывающие компании станут теперь перечислять в бюджет дополнительные суммы, исчисляемые сотнями миллиардов рублей. Будут серьезно скорректированы налоговые ставки при расчете НДПИ на нефть и газ, вводится ряд других мер. В сентябре изменились (в сторону уменьшения) и параметры демпфера на автомобильный бензин — именно этот механизм в последние годы обеспечивал стабильность цен на топливо на российском рынке. Теперь государство снизило расходы на компенсацию скидок на топливо для потребителей — в 2023-25 гг. на более чем 660 миллиардов рублей.

Действует и ряд других факторов, в том числе технологические сложности с модернизацией нефтеперерабатывающих заводов. На исходе запасы компонентов для обслуживания иностранного оборудования и импортной химической продукции для производства топлива. Доступные аналоги дорожают. А спрос на топливо растет. Особенно в период отпусков и праздников, когда люди садятся за руль вместо менее доступных теперь авиаперелетов.

— Стоимость автомобильного топлива будет расти. Никакого потенциала для того, чтобы ему дешеветь, просто нет, — считает Сергей Канаев, Председатель координационного совета Федерации автовладельцев России (ФАР). — В считанные месяцы повысятся акцизы на бензин и дизель.

Напомним, что с января акцизы вырастут на 4%, цены «отсечения» в демпфере — на 3%. Сергей Канаев отмечает: способствовать снижению цен могут дополнительные меры поддержки со стороны правительства.

Рост цен — неизбежное следствие инфляции, которая, по официальным данным, на середину ноября составила 10,7%. Однако цены на топливо в этом году от инфляции сильно отставали. Та же картина наблюдалась и в предыдущие годы. Это во многом стало следствием продуманной политики как государства, так и нефтегазовых компаний. Но «тормоз» не вечен и не всесилен.

   
   

— Рост цен на бензин, обсуждаемый сейчас большинством экспертов — лишь одна из сложностей, с которыми сталкивается экономика России в этот непростой период, — считает глава Центра политической информации Алексей Мухин. — При росте официальной инфляции свыше 10%, рост цен на топливо составил в разных сегментах за год всего от 1 до 5%. При этом, согласно поправкам в Налоговый кодекс, утвержденным 21 ноября, экономическая нагрузка на предприятия ТЭК будет продолжать увеличиваться.

Глава ЦПИ также обратил внимание на сложности, с которыми столкнулись операторы АЗС:

— Проблемы с закупкой иностранных компонентов для производства топлива, обслуживанием импортного оборудования НПЗ — это увеличивает себестоимость производства и должно транслироваться в розничные цены на продукцию. Правительство могло бы сгладить влияние этих факторов, но более приоритетная задача сейчас — пополнять бюджет, поэтому одобрено и увеличение налоговой нагрузки на отрасль, и корректировка механизма демпфера, плюс заложен новый рост акцизов на топливо с нового года. В результате часть нагрузки все равно упадет в конечном счете на российского потребителя, — поясняет Алексей Мухин.

Как полагает Вячеслав Мищенко, руководитель Центра анализа стратегии и технологии развития ТЭК РГУ нефти и газа имени Губкина, на уровень цен на бензин и дизель для внутреннего рынка влияют и внешние цены на топливо. Хотя этот процесс и смягчен демпферным механизмом.

— Рынок ждет существенного роста цен на нефть выше $100-110 после введения эмбарго против российской нефти с 5 декабря, — считает эксперт. — Учитывая октябрьское решение ОПЕК+ о снижении добычи на 2 млн баррелей в сутки и истощение нефтяного резерва США, рынку будет нечем скомпенсировать потерю объемов из России. При этом президент Владимир Путин уже предупредил, что в страны, поддержавшие потолок цен, нефть мы поставлять не станем.

Вместе с тем, эмбарго и прайскэп на российскую нефть с 5 декабря 2022 года и на нефтепродукты из России с февраля 2023 может привести к резкому снижению эффективности российских нефтеперерабатывающих заводов из-за падения объемов экспорта.

По мнению Вячеслава Мищенко, есть надежда, что экономика Китая будет возобновлять рост из-за смягчения ковидных ограничений, и спрос на энергоресурсы повысится. Но у любой медали две стороны. Поскольку ценообразование на внутреннем рынке привязано к международному, вполне возможен рост цен на топливо для российских потребителей.

В целом, полагают эксперты, резких и непредсказуемых ценовых скачков на топливо не предвидится. И государство, и нефтяной бизнес имеют сейчас возможность продумать тактику и стратегию действий с тем, чтобы смягчить последствия повышения стоимости топлива для конечных потребителей.