Есть в России ценники, на изменение которых наши люди всегда реагируют очень остро. Сейчас обстановка достаточно непростая, а на носу новый год (финансовый, бюджетный и просто календарный). Вполне объяснимо, что все чаще звучит вопрос к власти и нефтяникам: подорожает бензин или нет? Как пишут «Ведомости», нефтяники уже обсудили с властями проблему снижения рентабельности АЗС.
Обычно в таких случаях компетентные лица отмалчиваются, тем самым нагнетая тревогу. В этом году эксперты на удивление спокойно и четко поясняют: да, цены на топливо в обозримом будущем неизбежно вырастут. Но повода для паники нет.
Разбираемся, почему.
Есть несколько веских причин, по которым цены на топливо просто не могут оставаться на прежнем уровне. Первая из них — увеличение налоговой нагрузки на газовую и нефтяную отрасли. Соответствующий закон подписал 21 ноября президент РФ Владимир Путин. Крупные добывающие компании станут теперь перечислять в бюджет дополнительные суммы, исчисляемые сотнями миллиардов рублей. Будут серьезно скорректированы налоговые ставки при расчете НДПИ на нефть и газ, вводится ряд других мер. В сентябре изменились (в сторону уменьшения) и параметры демпфера на автомобильный бензин — именно этот механизм в последние годы обеспечивал стабильность цен на топливо на российском рынке. Теперь государство снизило расходы на компенсацию скидок на топливо для потребителей — в 2023-25 гг. на более чем 660 миллиардов рублей.
Действует и ряд других факторов, в том числе технологические сложности с модернизацией нефтеперерабатывающих заводов. На исходе запасы компонентов для обслуживания иностранного оборудования и импортной химической продукции для производства топлива. Доступные аналоги дорожают. А спрос на топливо растет. Особенно в период отпусков и праздников, когда люди садятся за руль вместо менее доступных теперь авиаперелетов.
Напомним, что с января акцизы вырастут на 4%, цены «отсечения» в демпфере — на 3%. Сергей Канаев отмечает: способствовать снижению цен могут дополнительные меры поддержки со стороны правительства.
Рост цен — неизбежное следствие инфляции, которая, по официальным данным, на середину ноября составила 10,7%. Однако цены на топливо в этом году от инфляции сильно отставали. Та же картина наблюдалась и в предыдущие годы. Это во многом стало следствием продуманной политики как государства, так и нефтегазовых компаний. Но «тормоз» не вечен и не всесилен.
Глава ЦПИ также обратил внимание на сложности, с которыми столкнулись операторы АЗС:
— Проблемы с закупкой иностранных компонентов для производства топлива, обслуживанием импортного оборудования НПЗ — это увеличивает себестоимость производства и должно транслироваться в розничные цены на продукцию. Правительство могло бы сгладить влияние этих факторов, но более приоритетная задача сейчас — пополнять бюджет, поэтому одобрено и увеличение налоговой нагрузки на отрасль, и корректировка механизма демпфера, плюс заложен новый рост акцизов на топливо с нового года. В результате часть нагрузки все равно упадет в конечном счете на российского потребителя, — поясняет Алексей Мухин.
— Рынок ждет существенного роста цен на нефть выше $100-110 после введения эмбарго против российской нефти с 5 декабря, — считает эксперт. — Учитывая октябрьское решение ОПЕК+ о снижении добычи на 2 млн баррелей в сутки и истощение нефтяного резерва США, рынку будет нечем скомпенсировать потерю объемов из России. При этом президент Владимир Путин уже предупредил, что в страны, поддержавшие потолок цен, нефть мы поставлять не станем.
Вместе с тем, эмбарго и прайскэп на российскую нефть с 5 декабря 2022 года и на нефтепродукты из России с февраля 2023 может привести к резкому снижению эффективности российских нефтеперерабатывающих заводов из-за падения объемов экспорта.
В целом, полагают эксперты, резких и непредсказуемых ценовых скачков на топливо не предвидится. И государство, и нефтяной бизнес имеют сейчас возможность продумать тактику и стратегию действий с тем, чтобы смягчить последствия повышения стоимости топлива для конечных потребителей.