Швейцария отказалась передавать Украине замороженные российские активы. «Для правительства Швейцарии конфискация активов только на основании принадлежности какому-либо государству или внесения в санкционный список и использование их для восстановления Украины в настоящее время не является вариантом поддержки Украины», — сообщил пресс-секретарь Министерства экономики Швейцарии Фабиан Майенфиш.
28 февраля власти Евросоюза приняли решение заблокировать операции с активами Центрального банка России в Европе. «Более половины государств-членов сообщили о заморозке активов на сумму 29,5 миллиарда евро, в том числе таких, как корабли, вертолеты, недвижимость, произведения искусства, которые стоят почти 6,7 миллиарда евро. Кроме того, заблокировано порядка 196 миллиардов евро транзакций», — говорится в сообщении Еврокомиссии.
Швейцария заблокировала российские активы на 6,7 миллиарда франков (7,1 миллиарда евро).
— В целом нормативную основу для заморозки зарубежных активов западными странами составляет ряд законов и указов президента США, Регламент Совета ЕС от 17.03.2014 г. № 269/2014, а также другие нормативные акты.
По смыслу норм, содержащихся в данных документах, США вправе блокировать расположенные на ее территории активы государства, которым были совершены враждебные действия в отношении США, а в некоторых случаях допускается изъятие активов.
Документы ЕС, в свою очередь, также допускают заморозку активов, что в своей сущности означает запрет собственнику совершения с ними каких-либо операций без прекращения его права собственности.
Относительно природы таких ограничительных мер в юридических кругах мнения различны, но, как представляется, стоит исходить из конкретной ситуации, потому что в некоторых случаях заморозку активов следует рассматривать как ограничительную меру sui generis, а в других — как предварительное обеспечение в рамках будущего судебного спора.
В зависимости от правовой квалификации различна и судьба арестованного имущества.
Так, в первом случае изъятие может иметь место, если будет установлено, что активы приобретены преступным путем и направлены на финансирование террористической и иной деятельности в соответствии с международным регулированием.
Во втором же случае речь идет о требованиях компенсации убытков, что предполагает доказывание состава правонарушения, повлекшего убытки.
Помимо этого, дифференциация может быть проведена по бенефициару актива — если в первом случае речь в большинстве ситуаций идет о государственных структурах (Центробанк РФ, российские госпредприятия и пр.), то второй случай касается преимущественно частных активов. Данное правило не универсально, но позволяет наглядно рассматривать различия.
Теперь, если вернуться от абстракции к конкретике, можно сказать, что российские активы, конечно, могут быть изъяты в пользу стран Запада, но для их передачи Украине потребуется соблюдение ряда весьма существенных условий, тем не менее как первый, так и второй сценарий видятся маловероятными.