Покупайте у «маленьких». Государство и малый бизнес: точки соприкосновения

Малый бизнес в системе государственных закупок — в чем их взаимный интерес? Можно ли сделать так, чтобы эти структуры лучше слышали друг друга?

   
   

Кузница и гвоздь 

Все мы с детства знаем стишок в переводе Самуила Маршака про гвоздь и подкову. Помните: «Не было гвоздя — подкова пропала. Не было подковы — лошадь захромала...» Ну и дальнейшие последствия нехватки скобяных изделий.

Для того, чтобы в условной кузнице всегда был условный гвоздь, в России действует контрактная система в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом мало того, чтобы гвозди были. Это должны быть гвозди хорошего качества по максимально низкой цене. Понятно, что этот продукт производит довольно много предприятий разной формы собственности.

Такие закупки проводится за счет бюджетных средств — федеральных, региональных или муниципальных. Правила проведения процедуры через конкурс или аукцион прописаны в статьях Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Не обижайте маленьких

Поставщиком может стать любое юридическое и физическое лицо, в том числе ИП, самозанятые, субъекты малого предпринимательства (СМП).

Для них закон предоставляет льготы при проведении торгов. У «маленьких» заказчик должен в год закупить не менее 25% товаров или услуг. Для этого организуются специальные процедуры, в которых участвуют только представители малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. 

Сотрудники Президентской академии Сергей Белев и Олег Матвеев проанализировали, как работает эта часть Закона о контрактной системе в аналитической записке «Применение в госзакупках преференциальных режимов для малого бизнеса способствует экономии бюджетных средств».

   
   

Европа или Америка?

Авторы справедливо отмечают, что Россия — не первая страна, которая сталкивается с подобной проблемой. В мире существует два основных подхода к поддержке участия СМП в национальных контрактных системах. В рамках «европейского» подхода поддержка СМП основана на обеспечении более легкого доступа соответствующих компаний к закупочным процедурам.

«Американский» подход базируется на предоставлении прямых преференций СМП, на создании условий своеобразной дискриминации в пользу таких компаний. Для них реализуются целевые программы по размещению контрактов, вводятся обязательства в части привлечения СМП в качестве субподрядчиков и пр.

«Меры поддержки СМП со стороны контрактной системы в России можно отнести к “американскому” подходу, — отмечается в аналитической записке. — Согласно действующему законодательству, все заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП и социально ориентированных некоммерческих организаций в определенном минимальном объеме. С 1 января 2022 г. минимальный порог закупок у СМП был увеличен с 15% до 25%».

Выгодные СМП

Государственная контрактная система, — полагают авторы, — демонстрирует достаточно большой потенциал поддержки СМП. Оно и понятно: экономия при закупках у СМП выше, чем при закупках у более крупных поставщиков. При этом указанный эффект не слабеет после расширения преференциального режима.

По наблюдениям экспертов Президентской академии, участие СМП оказывается выше в меньших по объему контрактах и в более конкурентных закупках. Следовательно, если заказчики хотят сэкономить больше государственных или муниципальных средств, им следует проявлять гибкость. Например, добиваться снижения объемов отдельных закупок, их дробления на комфортные для СМП лоты. Для этого, конечно, требуется повышение квалификации организаторов торгов и аукционов.

Подводные камни

«При участии в государственных закупках субъекты малого предпринимательства сталкиваются с рядом ограничений», — отмечают авторы. К ним относятся:

  • зарегулированность закупочного процесса, высокая бюрократическая нагрузка при оформлении заявки, закупочной и отчетной документации;
  • жесткие условия допуска на торги, при которых от СМП требуют предоставления излишних гарантий (в том числе банковских) того, что контракт будет обязательно выполнен;
  • ограничения, связанные с объемом и длительностью контрактов.

Авторы считают, что все эти факторы приводят к снижению участия СМП в госзакупках, которое могло бы быть более масштабным. Устранение препятствий — в интересах обеих сторон, государства и малых предпринимателей. СМП получают рынок сбыта, официальные структуры — снижение затрат и доступ к более разнообразной продукции, включая инновационную.

Еще больше исследований на самые актуальные темы в телеграм-канале Президентской академии @ranepa_science.