Для реального кардинального роста МРОТ требуется комплексная правительственная программа, охватывающая множество самых разных вопросов, также необходимо провести изыскание дополнительных источников финансирования. «Для этого может рассматриваться введение прогрессивной шкалы НДФЛ, — отмечает Александр Сафонов. — Но при этом программа должна учитывать все риски такого шага. Например, Россия входит в ЕврАзЭС, а у еще одного члена этой организации, Казахстана, ставка НДФЛ составляет 10%, и нужно понимать, не возникнет ли перетока капитала в эту страну. То же самое касается доходных статей бюджета, связанного с налогом на прибыль. Кроме того, нужно заранее понимать, как с удвоением МРОТ снизить риски роста инфляции, как направить потребительский спрос на продукцию внутренних товаропроизводителей, а не на импорт, а это уже вопросы, связанные с состоянием конкурентной среды и с таможенным законодательством. И это лишь часть аспектов, подлежащих изучению», — подчеркнул эксперт.
На текущий момент значение МРОТ составляет 16,24 тыс. руб. Выполняя поручение президента РФ Владимира Путина, Минтруд разработал законопроект о повышении МРОТ с 1 января 2024 года на 18,5%, до 19,24 тыс. руб., что опережает инфляцию и должно способствовать увеличению реальных доходов населения. В случае принятия законопроекта все связанные с ним расходы будут заложены в бюджетные конструкции.
«Минтруд подготовил законопроект о повышении МРОТ с 1 января 2024 года, а в ЦЭМИ РАН лишь рассчитали модель удвоения до 2030 года, это два разных документа, — объясняет Александр Сафонов. — Научный труд, в отличие от законопроекта, не сопрягается с политикой властей. Чтобы столь мощный рост МРОТ к 2030 году произошел в реальности, это должно стать программным документом нашего правительства, его удвоение должно быть закреплено нормативными актами для соответствующего планирования бюджетных расходов.
Кроме того, повышение МРОТ является сложным процессом, включающим в себя, в том числе, соразмерное повышение всего фонда отплаты труда. А это увеличивает расходы в геометрической прогрессии, поэтому сумма в 2,4 трлн руб., приведенная в исследовании, не совсем корректна, она не учитывает дополнительные расходы федеральных, региональных и муниципальных властей на повышение зарплаты работникам бюджетной сферы», — заключил эксперт.