Подсолнечные рекорды. Россия нашла новый экспортный товар

Правительство направляет около 5 млрд руб. на стимулирование производства масличных культур. Экспорт подсолнечного масла по итогам сезона может увеличиться на 70%. Таким образом, Россия становится экспортером № 1 этого продукта. В том, что это даст России, попытался разобраться aif.ru

   
   

Премьер-министр Михаил Мишустин на заседании правительства сообщил, что по экспорту подсолнечного масла Россия выходит с пятого на первое место в мире. В этом году объемы произведенного в стране масла превысят нормы Доктрины продовольственной безопасности более чем в два раза, достигнув 200%.

Правительство поддержит рост отрасли — направит 4,8 млрд руб. на стимулирование производства сои, рапса, подсолнечника, льна и других масличных культур в 43 регионах. Правительственная стимулирующая выплата поможет прежде всего производителям прочих растительных масел, которые испытывают некоторые сложности из-за колебаний мировой конъюнктуры.

По оценкам экспертов, в этот раз урожай подсолнечника превысит 16 млн тонн. В прошлом году он достиг 15,5 млн тонн. Как сообщил aif.ru директор Масложирового союза Михаил Мальцев, рекордные урожаи в отрасли уже несколько лет. На долю подсолнечника приходится около 62–67% валового сбора маслосемян. Почти так же стремительно развивается переработка подсолнечника, без правительственных субсидий, отметил эксперт.

Предприятия, задействованные в производстве растительных масел, занимают ведущее место в агропромышленном комплексе России. В отрасли хорошо налажены логистика и инфраструктура. На рынке крупные предприятия объединяются, а мелкие разоряются и постепенно покидают рынок. Производство в этом сезоне должно составить 7 млн тонн при среднем потреблении 2,4 млн тонн.

Россия неизбежно займет первое место в мире из-за проблем с производством и экспортом у когда-то главного экспортера масла — Украины, не сомневается эксперт. На экспорт пойдет 4,7 млн тонн, таким образом, вывоз подсолнечного масла должен вырасти на 70% по сравнению с прошедшим сезоном.

«С учетом рекордного урожая и значительных переходящих остатков в следующем сезоне 2022/2023 у нас будет обеспеченность на все 300%, — считает Михаил Мальцев. — Мы рассчитываем увеличить объемы вывоза всей отечественной масложировой продукции за рубеж на 35%».

   
   

Традиционными импортерами российского подсолнечного масла являются Турция, Китай, страны ЕАЭС, Иран, в этом сезоне существенно нарастили объемы Индия и Египет.

«Поскольку растительное масло — продукт переработки, а пшеница — нет, то понятно, что по сравнению с непереработанным продуктом такой экспорт будет более выгоден», — рассуждает эксперт. Говорить об изменениях на рынке труда или о росте налоговых поступлений пока рано, считает он: налоги изготовители подсолнечного масла платят, но пока справляются с производством имеющимися мощностями. Что касается выращивания подсолнечника и масличных, то, поскольку в этом секторе занятость имеет сезонный характер, на рынок труда он существенно не влияет.