Почему не израсходован триллион рублей из бюджета?

Ирина Канторович. © / Кадр из youtube.com

По прогнозу Счётной палаты, в 2019 г. власти не успеют израсходовать триллион рублей, заложенных в федеральный бюджет.

   
   

Почему Минфин не сильно тревожит, что деньги, изъятые через налоги из экономики и карманов людей, не используются? Кому на руку такая практика?

Ирина Канторович, кандидат исторических наук:

Сумму, которую «сэкономит» в этом году федеральный центр, озвучил глава Счётной палаты Алексей Кудрин на форуме «Россия зовёт!». Главы Минфина Антон Силуанов и Минэкономразвития Максим Орешкин сразу ответили: мол, ничего страшного. Просто теперь не авансируются «сырые» проекты, и задержанные траты будут сделаны на следующий год. Странная логика! Я не экономист, но знаю, что предприниматели налоги платят как раз авансом. И любой гражданин, даже далёкий от бизнеса, не может перенести уплату подоходного налога на следующий год, не нарвавшись на штраф. Почему для себя государство установило другие правила? Конечно, оно обязано заботиться об эффективности расходования собранных денег. Но почему никто не несёт ответственности за затягивание проработки новых проектов? Ведь от их реализации зависит развитие важнейших отраслей, а также рост зарплат у людей, которые в них работают.

Самое возмутительное, что строгий контроль за выделением денег «наверху» совсем не означает, что они будут эффективно и честно потрачены «внизу». Каждый год на счетах госучреждений страны остаются миллиарды неизрасходованных рублей. По федеральному закону, принятому в 2010 г., руководители вузов, школ, больниц и вышестоящих департаментов региональных администраций тоже могут переносить остатки средств на следующий год. И они охотно пользуются этой возможностью. «Мариновать» бюджетные день­ги не просто ненаказуемо – это выгодно! Местные законы разрешают направлять экономию, образовавшуюся по итогам года, на премии сотрудникам бюджетных учреждений. И, как показывает жизнь, поощряют руководители прежде всего самих себя и своих приближённых. В школах и больницах премии сотрудников разного уровня отличаются в разы. А ежемесячное денежное поощрение госслужащего, например, в Челябин­ской области может достигать 38 должностных окладов. Как ради такого не «сэкономить»?
Рисунок: АиФ/ Андрей Дорофеев

В советское время и вплоть до 2010 г. госучреждения были обязаны по истечении года возвращать неизрасходованные средства в бюджет. Руководитель бюджетной организации был заинтересован потратить деньги именно на те нужды, на которые они были выделены. Иначе на следующий год финансирование могли урезать. Из-за этого траты порой делались ради трат. Но ситуация, которая сложилась сегодня, ещё более абсурдна.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

   
   

Смотрите также: