«Правительство не среагировало вовремя на изменения цены на мировом рынке в связи с ростом цен на нефть. Но это регулируемая позиция…в целом производители и правительство договорились, как будут действовать в ближайшее время», — сказал Владимир Путин. Он также обратил внимание на важность обеспечения сельхозпроизводителей топливом, подчеркнув, что «его просто физически стало не хватать. Сейчас физически оно появилось, вопрос в регулировании цен», — добавил президент.
«Глава государства подтвердил, что в России нет дефицита нефтепродуктов, это главная мысль в его сообщении, — уверен Александр Фролов. — Некоторые высокопоставленные чиновники и представители агропромышленного комплекса, не разобравшись в ситуации, нагнетали обстановку, заявляя о нехватке топлива. Президент четко обозначил, что у нас нет проблем с производством нефтепродуктов, но у нас есть сложности с доставкой». Кроме того, плановые ремонты на нефтеперерабатывающих предприятиях, ранее проходившие незаметно для рынка и потребителей, «в сложившихся обстоятельствах усугубляют проблему, — объясняет Александр Фролов. — Поэтому, скорее всего, правительство и нефтяники по поручению президента будут в первую очередь решать логистические вопросы и согласовывать схемы поставок, причем с участием РЖД, Минтранса и прочими профильными ведомствами, а также оптимизируют график выхода нефтеперерабатывающих мощностей из ремонтов».
Возможность отмены решения о сокращении вдвое с сентября выплат нефтяникам по топливному демпферу обязательно будет обсуждаться, но эта мера в текущих условиях окажется малоэффективной, считает эксперт. «Конечно, нефтяники предложат правительству восстановить демпферные выплаты в полном размере, — не сомневается Александр Фролов. — Но эта мера, даже если и будет реализована, в текущей ситуации вряд ли поможет ощутимо снизить цены на бензин и дизель. С июля 2022 года демпфирующая надбавка претерпела несколько изменений, но никаких последствий на рынке до сих пор это не вызывало».
Причины высоких внутренних цен на топливо, по мнению специалиста, гораздо глубже, и одним увеличением демпферных выплат эту проблему не решить. «На повышенный спрос, связанный в том числе с сезоном отпусков, и на выбытие мощностей на плановые ремонты наложились растущая на мировых рынках цена на нефть и слабеющий рубль, — объясняет Александр Фролов. — Сочетание этих факторов и толкает стоимость бензина и дизеля вверх, в этих условиях возврат к полноценным демпферным выплатам, конечно, не повредит, но коренным образом проблемы высоких цен это не решит».
В ходе торгов 13 сентября на Санкт-Петербургской бирже стоимость дизеля и бензина вновь обновили ценовые рекорды. Дизтопливо по территориальному индексу Европейской части России подорожало в среду на 0,61%, до 72,14 тыс. руб. за тонну, цена бензина марки АИ-92 выросла на 0,46%, до 68,57 тыс. руб. за тонну.