За счёт чего растут доходы?
Впервые за последние 4 года бюджет России изначально свёрстан с профицитом (см. инфографику). То есть правительство уверено, что доходы страны в ближайшие годы превысят расходы, даже если стоимость нефти не удержится на уровне 80 долл. за баррель, как сегодня. За ориентир для расчётов взята более умеренная цена 57,9 долл. за марку «Юралс» в 2021 г. При этом все дополнительные доходы, которые будет получать бюджет при цене выше 41,6 долл. за баррель, расходоваться не будут. Их решено направлять в Фонд национального благосостояния, который станет резервом на случай непредвиденных потрясений. И, если всё пойдёт по плану, к концу 2021 г. этот фонд достигнет 14,18 трлн руб., вернувшись на уровень 2015 г., когда начал худеть из-за кризиса.
«Сейчас мы имеем надёжный запас прочности и возможность в полном объёме выполнять наши программы, наши обязательства без внесения в них изменений. Это очень важно: создаются стабильные условия для выполнения наших обязательств», - подчеркнул сильную сторону бюджета 1-й вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов. Свой новый финансовый план правительство разработало сразу на 3 года - с 2019‑го по 2021-й. Это позволяет увидеть последствия решений, реализованных в начале трёхлетки, и заранее предусмотреть меры, которые устранят возможные минусы. Что решило сделать правительство?
Чьи интересы на первом плане?
В новом финансовом плане правительства повышение социальных расходов обгоняет увеличение затрат на армию и силовые структуры. «В проекте федерального бюджета закладывается рост государственных расходов на 2019 г. по социальной сфере на 7,1% и оценивается в 6,6 трлн руб. В дальнейшем на 2020 и 2021 г. также наблюдается тенденция по увеличению расходов на социальную сферу», - прокомментировала документ вице-премьер Татьяна Голикова. По её словам, только в 2019 г. федеральные расходы на здравоохранение вырастут на 17,3%, а на образование - на 13,3%.
Немаловажный вопрос: найдут ли деньги на масштабные задачи регионы страны? Ответ дал А. Силуанов: «В правительстве принято решение о том, что реализация нацпроектов - это ответственность в первую очередь Российской Федерации». Из региональных бюджетов на эти программы будет поступать не больше 5% запланированных средств. Благодаря национальному проекту «Демография» выплату в связи с рождением первенца за 3 года получат 657 тыс. семей, а в связи с рождением третьего ребёнка - 205 тыс. Будет также профинансировано создание 255 тыс. новых мест в детских садах, а также переобучение и переквалификация женщин, которые находятся в отпуске по уходу за детьми до 3 лет. Такую услугу смогут получить 77 тыс. человек.
В рамках проекта «Образование» 30,9 млрд руб. федеральных средств в 2019-2021 гг. будет направлено на поддержку ведущих университетов, ещё 9 млрд руб. - на создание новых мест в сельских и поселковых школах.
А в национальный проект «Здравоохранение» на трёхлетку заложены 509,3 млрд руб. для борьбы с онкологическими заболеваниями и 35,3 млрд руб. на лечение сердечно-сосудистых заболеваний.
Почему повышают зарплаты чиновникам?
Как сильно вырастут в ближайшие годы зарплаты учителей и врачей, проект федерального бюджета не сообщает. Многие из этих специалистов получают деньги из региональной казны, а новый консолидированный бюджет страны пока не составлен. Но известно, что правительство решило повысить зарплаты федеральных чиновников, которые работают в регионах. На эти цели за 3 года будет выделено 630 млрд руб. Не слишком ли много? А. Силуанов объяснил такое решение тем, что сотрудники территориальных органов общероссийских ведомств зарабатывают сегодня меньше, чем их коллеги в областных администрациях. Но одновременно правительство планирует сократить количество служащих там, где это возможно. Например, в региональных подразделениях федеральных министерств и служб решено сократить количество бухгалтеров, передав их функции централизованным бухгалтериям.
От чего зависят результаты?
Достаточно ли выделяемых сумм для того, чтобы получить нужный эффект? «Вектор на усиление вложений в человеческий капитал выбран верно. А результат будет зависеть не только от количества денег, но и от того, на что и как они тратятся», - считает С. Белев.
«Причина - в неверном фокусе бюджетного финансирования здравоохранения, - уверена Л. Попович. - Мы слишком увлекаемся строительством медцентров и закупкой техники, вместо того чтобы приоритетно вкладывать деньги в повышение квалификации врачей и мотивацию населения на заботу о своём здоровье. В результате на новой технике зачастую некому работать, а стационары переполнены из-за запустивших болезнь пациентов».
По мнению эксперта, программы нового бюджета, адресованные здравоохранению, тоже не лишены этого недостатка. «Решено резко увеличить финансирование высокотехнологичной медицинской помощи. Для пациентов это означает, что не придётся доплачивать государственной клинике из собственного кармана. Это хорошо, - отмечает Л. Попович. - Но высокотехнологичная помощь нужна только 1% населения. Поэтому более высокий эффект для снижения общей заболеваемости и смертности в стране принесли бы другие программы, например по обеспечению бесплатными лекарствами».