«Газпром» частично добился справедливости в международном Стокгольмском арбитражном суде. Разбирательство проходило между ООО «Газпром экспорт» и финской компанией Gasum Oy, которая ранее закупала у нас 1,5 млрд куб. м ежегодно (примерно 65% всего газа, потребляемого в этой скандинавской стране).
Финны в апреле отказались переходить на рублевую оплату газовых поставок, и «Газпром», не получив денег, в мае перекрыл им газовый вентиль. Тогда руководство Gasum Oy и обратилось в арбитраж, предъявив долгосрочный договор и требуя восстановления поставок на прежних условиях. Но суд счел указ президента Владимира Путина о платежах за газ в рублях форс-мажором и признал право «Газпром экспорт» изменить валюту платежа. Теперь финны должны выплатить 300 млн евро в соответствии с принципом «бери или плати», а также штрафы за просрочку платежа.
«Таким образом, трибунал подтвердил правомерность приостановки поставок природного газа в случае неосуществления покупателем оплаты в рублях в соответствии с указом президента РФ», — отметили в компании «Газпром экспорт».
Но в бочке меда судебного решения есть ложка дегтя. В вердикте судей признано право продавца требовать оплату в рублях, но не прописано обязательство покупателя платить в нашей национальной валюте. Гуманный суд в этом смысле лишь обязал обе стороны продолжить переговоры для урегулирования всех спорных вопросов по газовым поставкам в будущем. Но финны уже воспользовались этой двусмысленностью. «Согласно решению арбитража, Gasum Oy не обязан платить в рублях, как и принимать предложенный порядок оплаты. Мы не принимаем таких требований», — заявили в компании.
Определенная польза есть в признании президентского указа форс-мажором. Это является сигналом для других контрагентов “Газпрома”, не принявших рублевую схему. Теперь обвинять нашу монополию в неисполнении обязательств по поставке газа им будет сложнее, их шансы выиграть в суде резко упали. Но это не значит, что сейчас начнут восстанавливаться объемы российских газовых поставок в Европу, потому что решения некоторых контрагентов не использовать рубль в расчетах было политическим, а не экономическим, им и раньше никто не мешал рассчитываться через “Газпромбанк”, и в этом смысле вердикт суда ничего не изменил».