Россияне стали делать меньше покупок, бьют тревогу в соцсетях розничные торговцы и финансисты. Мол, падение продаж — от 30% до 50% по разным видов товаров, и это может привести к проблемам в сфере ретейла. Aif.ru с помощью экспертов разбирались, где тут правда.
Что упало, что пропало
Падение покупательской активности таково, что если ситуация не улучшится, то после Нового года пойдет череда банкротств, утверждают ведущие некоторых популярных блогов со ссылкой на аналитиков. У многих торговых точек не покрываются расходы на аренду, коммуналку и зарплату персонала.
Аналитики, однако, в большинстве не склонны к алармизму.
«Нет, конечно, таких падений нет, — ответила aif.ru исследователь потребительского рынка из холдинга Romir Ксения Пайзанская. — Это был бы конец рынка».
При этом, по выводам одного из последних материалов Romir, самым популярным способом преодоления экономических трудностей стал отказ от дорогостоящих покупок и товаров длительного пользования. Доля опрошенных россиян, экономящих на дорогостоящих покупках, колеблется от 45% до 56%.
И российские потребители действительно сокращали покупки. По данным оператора фискальных данных «Платформа ОФД», у нас стали меньше покупать одежды, обуви, бытовой техники, электроники. Произошло это еще поздней весной. Снижение покупок в штуках составило 20-25% по сравнению с предыдущим годом.
А потом... в некоторых отраслях число покупок просто не выросло. Или выросло в единицах, но средний чек рухнул. «То есть к вам приходят и покупают, но вместо телевизоров берут наушники, причем маленькие, вкладыши, — объясняет разницу менеджер магазина “М-Видео” Андрей Тихонов. — Вроде много купили, а чек копеечный...» Похожая ситуация у мебельщиков, в магазинах одежды и обуви. А также в магазинах косметики. Ранее сообщалось, что в августе-сентябре продажи мужского парфюма в России выросли в 2,5 раза, при этом средний чек уменьшился на 14% к прошлому году.
Покупатели ушли за едой и водкой
Эксперты считают, что потребители теперь больше тратят на еду, продолжают искать скидки и сокращать расходы на непродовольственные товары. Продукты действительно стали пользоваться большим спросом, особенно их интернет-доставка — она выросла, по данным агентства INFOline, на 100%. Успехом пользуется водка: по данным Росалкогольрегулирования, ее продажи выросли на 6,4%, тогда как продажи некоторых видов слабого алкоголя рухнули на 15,6%.
«В области промтоваров мы видим падение спроса на бытовую технику, электронику, новые автомобили с импортными компонентами и рост спроса на запчасти, — рассказал доцент кафедры национальной экономики Экономического факультета РУДН Сергей Зайнуллин. — То же самое касается электроники, где спрос смещается к более простым и дешевым моделям — кнопочным телефонам, холодильникам и стиральным машинам.
Если говорить о мобильных телефонах и компьютерах, то мы видим некоторый объективный рост цен, связанный с кризисом чипов. В России на это накладываются еще ограничения импорта. Дополнительные расходы, связанные с параллельным импортом, вызывают рост издержек минимум на 10%».
А что нам Европа?
Интересно, но в Европе происходят похожие процессы. На фоне рекордной инфляции там почти три четверти потребителей начали снижать траты на товары повседневного обихода и продукты питания, сообщает Bloomberg со ссылкой на аналитическую компанию IRI.
По данным экспертов, 71% потребителей на ключевых европейских рынках «существенно изменили» свой подход к покупкам, 58% сократили расходы на предметы первой необходимости, а 35% начали тратить личные сбережения и брать кредиты для оплаты счетов. Около половины опрошенных европейцев рассказали, что планируют уменьшить расходы на доставку, а 47% заявили, что будут меньше есть в ресторанах, барах или кафе.