Ответственность инвестора. Эксперты о реализации в Арктике крупных проектов

Павел Львов / РИА Новости

20 февраля состоялось заседание экспертного совета Проектного офиса развития Арктики «Реализация инвестиционных проектов в российской Арктике — благо или проблемы? Взгляд из регионов». Участники дискуссии обсуждали, в чем причина того, что люди в Арктике часто против реализации больших инвестпроектов, и что с этим можно сделать.

   
   

Координатор экспертного совета ПОРА Александр Воротников рассказал о случаях того, как в последние годы жители протестовали против строительства инфраструктурных объектов в высоких широтах.

По его мнению, компании, которые начинают большие проекты в Арктике, не умеют работать с людьми, а люди в регионе часто вообще не видят, что это за проект, почему он региону нужен. «Нельзя говорить с населением большими цифрами. Населению надо объяснять, что и для чего делается. Иначе компании сами рубят сук, на котором сидят. Они думают, что достаточно договориться с властью и инвесторами, но это уже давно не так. Если компания, начиная работу на территории, не объясняет людям, как она будет работать с территорией, для нее это чревато. Именно это — социальная (S) и управленческая (G) составляющие необходимой сегодня парадигмы ESG. И неумение работать с ними — это не только падение в ESG-рейтингах, но и потеря контрактов», — считает эксперт.

По словам заместителя директора департамента развития человеческого капитала и территориального развития Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Николая Ганчихина, главное — это открытость, а также социальная и экологическая ответственность. «Если инвесторы и органы власти правильно выстраивают эти два момента в своей работе, то мы не видим какого-то сильного противодействия со стороны населения. Наоборот, когда еще дополнительно уделяется внимание, например, детям, когда строятся сады, спортивные клубы, продвигается детский спорт, проект воспринимается позитивно», — подчеркнул он основные факторы успеха при реализации арктических инвестпроектов.

Как отметила в своем выступлении Юлия Алферова, генеральный директор АНО «Национальное агентство развития предпринимательства», еще одна важная аудитория в контексте ESG-трансформации — это внутренние инвесторы. Она рассказала, что в регионах малый и средний бизнес часто готов сотрудничать, но ему нужна уверенность, что решение о реализации проекта принято, а чиновники не могут внятно и вовремя объявить об этом публично. «К сожалению, так случилось, что у нас внешние инвесторы ценятся гораздо больше, чем внутренние, которые уже реализовали проекты. Они готовы запустить вторую линию или другой бизнес, но, набив шишек, они разочаровываются и уходят в другой регион. А ведь внутренний инвестор гораздо лояльнее, и у него больше возможностей развивать в регионе свои проекты», — подчеркнула эксперт.