Открытие Китая. Что будет с Поднебесной в следующем году

Китай пока закрыт и сражается с ковидом, но постепенно выходит из череды карантинов. Впрочем, страна уже пережила попытку открыться миру, но эпидемия там вспыхнула по новой. Эпидемия бьет не только по здоровью китайцев, но и по экономике КНР, и по глобальной экономике, в которой Поднебесная одна из двух важнейших стран. Получится ли у Китая окончательно вернуться в мир? 

   
   

«Ковидные ограничения были одним из основных тормозов китайской экономики и рынка в уходящем году, — констатирует профессор Высшей школы экономики Борис Коган. — Никто не мог предположить, насколько будет готов Китай загнать экономику в угол, сражаясь с коронавирусом. Никто не верил, что можно взять и закрыть на 2 месяца 25-миллионный Шанхай. Но китайцы сделали это. Принеся в жертву экономический рост, фондовый рынок, внутренний спрос и занятость».

В итоге прогноз роста ВВП за 2022 г. был понижен с 5,5% до 3%. У КНР рекордный дефицит бюджета за январь-ноябрь: 1,1 трлн долл. Индекс Hang Seng рухнул на 16% с начала года. Но иначе китайцы поступить просто не могли, возражают экономисту специалисты по культуре и экономике КНР. 

«Нулевая терпимость к ковиду и вот эти жесткие локдауны с полным закрытием провинций были обусловлены социальными факторами, — объясняет китаевед Леонид Ковачич. — Система здравоохранения КНР и до ковида не справлялась с нагрузкой. Большие госпитали были только в крупнейших городах, и там всегда были огромные очереди. Медицина в сельских районах почти отсутствует. Поэтому без жестких карантинов могло быть много жертв, чего китайское руководство позволить себе не могло».

Китайская система такова, что если провозглашена определенная программа, «линия партии», то быстро ее изменить нельзя. К тому же власти Китая ждали XX съезда партии и пленума и не хотели менять режим, чтобы не допустить волнений. В конце концов именно этот карантинный режим в итоге вызвал волнения. Локдауны отменили, объявили об окончании политики «нулевой терпимости». Фондовый рынок рванул вверх — китайский индекс Hang Seng в ноябре прибавил 27%. Иностранный капитал начал возвращаться.

Однако неясно, надолго ли хватит такой решимости — сейчас заболеваемость ковидом растет и пошли сообщения, что китайская система здравоохранения не справляется. Народ оккупирует больницы и опустошает аптеки. В соцсетях публикуют видео переполненных ковидных крематориев. Остается нерешенным вопрос недостаточной вакцинации пожилых, а также критической нехватки мест в отделениях интенсивной терапии. 

Ожидается, что Китай будет постепенно ослаблять жесткие меры, принятые для борьбы с COVID-19. На это уйдут все семь последующих месяцев. И в результате к середине 2023 года КНР полностью откроется, следует из прогноза Bloomberg Economics. «Ускорение в этом вопросы более вероятно, чем замедление», — полагают эксперты издания. 

   
   

Однако новое обострение ковида возможно на китайский новый год, стартующий 22 января. Этот праздник известен как самая масштабная ежегодная миграция человечества. Имеется в виду перемещение миллионов китайцев внутри страны во время длинных выходных. Без дополнительных ограничений праздник может стать фактором суперраспространения ковида и сверхнагрузок на больницы. Все это чревато перебоями в экономике и ростом социального напряжения. 

В общем, поспешное снятие ковидных ограничений в КНР ведет к росту заболеваемости, а значит, к снижению активности населения. Компании сталкиваются с нехваткой рабочей силы на местах, начинаются перебои в логистике. Когда же все устаканится, увидим восстановление экономической активности и спроса. И вполне возможно — рост инфляции.

Другая проблема, доставшаяся в наследство от 2022-го — кризис застройщиков. На строительство и связанные с ним отрасли приходится около четверти китайского ВВП. Дефолт одного из крупнейших холдингов отрасли в конце прошлого года развернул масштабный кризис всего китайского сектора недвижимости. Один за другим происходили дефолты застройщиков, продажи жилья обвалились на 23%, спрос на ипотеку резко сократился, люди массово бойкотировали выплату кредитов.

В ноябре власти предложили пакет масштабных мер поддержки сектору недвижимости: кредитование и расширение источников финансирования застройщиков. В 2023 г. начнется восстановление доверия населения к девелоперам.

Коган не ожидает перехода конфликта КНР и Тайваня в военную фазу в ближайшие годы. Материковый Китай ждет победы в 2024 г. на тайваньских президентских выборах нового мэра столицы Тайваня, г. Тайбэя, представителя партии Гоминьдан, более лояльной к Пекину, чем правящая сейчас партия.

Словом, выход КНР из кризиса будет долгим, но он будет. Ведь бесконечно быть закрытой Поднебесная никак не может. Иначе мир будет учиться жить без Китая, что ему невыгодно.