От SWIFTа! В России создают альтернативную международную платежную систему

Россия разрабатывает систему международных платежей, альтернативную SWIFT. Об этом сообщила журналистам официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. «Мы продолжаем предпринимать усилия, направленные на постепенный переход от SWIFT на защищенные от внешнего давления механизмы передачи финансовой информации. Для этого активно развиваются различные другие пути передачи финансовой информации, в том числе под эгидой Банка России», — сказала дипломат.

   
   

Международная межбанковская система передачи платежной информации SWIFT является самой крупной организацией в своей отрасли. По состоянию на 2021 год ее услугами пользовались свыше 11 тысяч банков со всего мира, причем Россию представляли более 400 кредитных учреждений — это второй после США показатель. На текущий момент от SWIFT отключены десять российских банков, включая системообразующие ВТБ и Сбербанк. Предполагается, что в рамках 10-го пакета европейских санкций будут отключены еще три кредитных учреждения. 

В России с 2017 года работает национальная межбанковская система передачи финансовых сообщений (СПФС), и она уже вышла на международный уровень, — к ней подключены более 100 банков из 12 стран. Другие государства также развивают собственные платежные системы — например, CIPS в Китае или SFMS в Индии, что отражает стремление властей этих стран обезопасить себя от любых негативных воздействий извне.

«В нынешней геополитической реальности условием стабильного развития торгово-экономических и инвестиционных связей является переход во взаиморасчетах с партнерами в национальные валюты, а также независимые от Запада расчетные структуры», — отметила эту тенденцию Мария Захарова. 

«Конечно, независимая международная платежная система необходима, — уверен профессор финансового университета при Правительстве РФ Виталий Шаров. — Хотя для России риски уже во многом реализовались. Мы уже потеряли громадные финансовые ресурсы, достаточно вспомнить только о замороженных резервах Банка России в размере 300 млрд долларов. Также до сих пор сохраняются сложности при взаиморасчетах по текущим внешнеторговым операциям, выручка наших экспортеров может „застрять“ в западных банках в любой момент.

Но даже без учета этих рисков все внешние контракты, номинированные в долларах, сопряжены с прямыми издержками. Нашим экспортерам и их партнерам из любой страны приходилось конвертировать свои активы в американскую валюту, что связано с существенными расходами в виде комиссионных вознаграждений банкам и курсовых потерь. Поэтому переход на расчеты в национальных валютах может как минимум существенно снизить риски и траты, а создание альтернативной SWIFT системы позволит вовсе избежать их».