Резкое снижение цен на морские контейнерные перевозки не приведет к удешевлению товаров в магазинах, рассказали aif.ru экономисты. По их словам, стоимость перевозок не так сильно влияет на конечную цену товара в России. При этом падение ставок фрахта на мировом рынке может привести к негативным последствиям в отрасли судоходства и развития Северного морского пути.
Движение в одну сторону
«Нельзя сказать, что существует высокая корреляция ставок фрахта со стоимостью товаров, которые перевозятся. Исключением может быть какой-то однородный высокотоннажный груз, стоимость которого, возможно, немного сместится в сторону снижения. Но, учитывая, что цены на перевозки достаточно волатильны и могут „прыгать“ раз в квартал, мне представляется маловероятным изменение цен на товары», — пояснил Георгий Остапкович.
По словам экономиста, для существенного изменения стоимости товаров должно начаться «галопирующее падение цен на все перевозки». «Расходы на перевозки уже отражены в себестоимости самих товаров. Поэтому должны подешеветь и морские, и наземные, и авиаперевозки. Пока, думаю, что это фрагментарная ситуация и не стоит делать каких-то долговременных выводов», — сказал Георгий Остапкович.
Скрытые угрозы
При этом снижение стоимости на морские перевозки может иметь негативные последствия для отрасли судоходства и развития Северного морского пути (СМП), считает экономист Николай Кульбака. «Единственное, что это означает для России, что это достаточно сильно уменьшает шансы на возможность использования Северного морского пути. Потому что СМП по затратам намного дороже, и он просто не сможет конкурировать с теми ценами, которые предлагают другие маршруты», — подчеркнул экономист.
Россия — это страна с традиционно развитым судоходством, поэтому снижение стоимости международных перевозок негативно отразится на предприятиях отрасли, продолжил Георгий Остапкович. «Цены на морские перевозки падают практически во всем мире. То есть если мы везём международные грузы, то, конечно, это будет снижать стоимость услуг нашего судоходства. Отсюда будет снижаться объём ВВП, налоговые поступления. Это существенно, ведь в России довольно крупная отрасль судоходства: у нас выход в 17 морей и океан. То есть этот вид деятельности развит, мы же не Люксембург, Лихтенштейн и даже не Австрия, где нет судоходства», — заключил Георгий Остапкович.
Ранее сообщалось, что ставки фрахта на морские перевозки контейнеров на российских направлениях падают вслед за мировыми. При этом основную роль в этом процессе сыграли насыщение предложения за счет российских, азиатских и ближневосточных судоходных компаний, заместивших мировых лидеров, и конкуренция между гаванями. В целом ставки фрахта на мировом рынке перевозок контейнеров с лета упали более чем на 60% и продолжают снижаться.