Обвал в Китае, рецессия в России. Какие риски угрожают мировой экономике

Перспективы глобального ВВП не оправдывают оптимистические ожидания экономистов, и мировым финансовым институтам приходится ухудшать свои прогнозы. Прогноз по росту мировой экономики в 2015 году с 3% до 2,8% снизил Всемирный банк, в сторону понижения пересмотрел свои ожидания Международный валютный фонд (МВФ) — с 3,5% до 3,3%.

   
   

Какие дисбалансы угрожают мировой экономике, выяснил АиФ.ru.

Американская угроза

Стратегически самым главным фактором риска советник по макроэкономике гендиректора брокерского дома «Открытие» Сергей Хестанов называет ожидаемое повышение ставки со стороны Федеральной резервной системы (ФРС) США.

«Как только это произойдёт, до тех пор пока мировая экономика не адаптируется, повышение ставки в США может вызвать заметный спад. Это подействует практически на всех, а также приведёт к укреплению доллара против других валют и против других активов. Соответственно, подешевеет всё, практически все товары, которые традиционно номинируются в долларах, также это вызовет и замедление Китая и снижение для России цен на нефть», — объяснил Хестанов АиФ.ru.

Китайская угроза

Вторым риском для глобальной экономики эксперты называют проблемы во второй по величине экономике мира. После обвала, произошедшего на китайском фондовом рынке, когда индекс Shanghai Composite упал на 30% (до этого он стремительно рос в течение года), стало понятно, что в Поднебесной произошёл биржевой крах. По данным опроса Bank of America Merrill Lynch, две трети управляющих глобальными фондами считают, что на китайском рынке надулся «пузырь».

Сохраняющаяся волатильность на китайских рынках — новая угроза для мировой экономики, считают в МВФ.

По мнению директора по развивающимся рынкам Morgan Stenley Ручира Шарма, замедление роста китайского ВВП может привести к замедлению роста глобального ВВП ниже 2%.    
   

«Следующая мировая рецессия будет сделана в КНР. В ближайшие пару лет Китай, с большой долей вероятности, будет самым масштабным источником нестабильности в мировой экономике», — приводит слова Шарма Bloomberg.

«Что касается Китая, могу сказать, что традиционно в КНР не очень высокая достоверность статистики: истинные показания могут заметно отличаться от публикуемых. У Китая значительные резервы, поэтому ждать от них какого-то резкого обвала не приходится, но искусственные признаки, которые могут подтвердить замедление китайской экономики, — это цены на промышленные металлы. Китай — значительный потребитель промышленных металлов, и цены на медь, алюминий, никель существенно снижаются в чётком нисходящем тренде, это говорит о том, что, по-видимому, есть ожидание того, что произойдёт замедление темпов китайской экономики, и хорошо было бы, если бы это замедление было достаточно плавным», — отмечает Сергей Хестанов.

Нефтяная угроза

Признаки замедления в экономике Китая, а также вероятность выхода на мировой рынок нефти сырья из Ирана и повышение ставок в США опасны новым падением цен на «чёрное золото». Этот риск специфичен скорее для России и для других экспортёров нефти и газа.

«Снятие санкций с Ирана, понятно, произойдёт не завтра, пройдёт некоторое время, прежде чем санкции наконец полностью снимут, но вместе с тем такая вероятность рассматривается как весьма серьёзная. Соответственно, в обозримом будущем мы увидим снятие санкций, как следствие: рост предложения нефти и какое-то снижение цен, но пока рано судить, какое именно оно будет. К сожалению, по временному отрезку что-то прогнозировать очень сложно, если речь идёт о снятии санкций, то этот период может тянуться от полугода до года, потому что сам процесс требует времени. Во-вторых, даже когда санкции будут сняты, Ирану потребуется время для увеличения темпов нефтедобычи.

По повышению ставок в США многие ожидают, что всё произойдёт в течение этого года, на это указывает и тот факт, что сильно и необычно дешевеет золото. Этот факт обусловлен тем, что те, кто покупал золото начиная с начала 2000-х, ждут повышения ставок и подорожания доллара и в этих условиях предпочитают избавиться от запасов», — указывает Хестанов.

Европейская угроза

По словам завотделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН Якова Миркина, опасность для мировой экономики представляет долговая нагрузка в еврозоне.

«Долговая нагрузка в еврозоне по-прежнему велика. Греция является постоянной раной, которая в течение длительного времени может приводить к финансовым шокам», — заявил эксперт АиФ.ru.

Несмотря на компромисс, достигнутый Афинами с кредиторами, кризис в Греции никуда не делся, и он по-прежнему опасен сокращением прироста мировой экономики.

«Для нефти и других активов риска барометром служит курс евро, который в случае сохранения Афин в составе валютного блока продолжит падать», — говорит Михаил Крылов, директор аналитического департамента ИК «Golden Hills-КапиталЪ АМ».

Вообще, стабильность еврозоны вызывает сомнения у экспертов. Популярность политиков-евроскептиков вместе с настроениями отказа от единой валюты растёт в ряде стран: Франции, Германии, Италии, Голландии.

Угроза для России

Страдающей точкой является российская экономика и её финансовый рынок, который очень подвержен шокам, связанным с геополитикой, и ценовым шокам, связанным с сырьём, поясняет Яков Миркин.

«Конкретно для российской экономики важен риск прогнозирования падения цен на сырьё и укрепление доллара. Ещё один очень важный риск — это снижение спроса на российское топливо со стороны Европейского союза, поскольку так направлена официальная энергетическая политика ЕС и США», — добавляет экономист.

В свою очередь, профессор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Михаил Портной придерживается мнения, что угрозы существуют только для российской экономики.

«Для остальных стран их почти не существует. Цена на нефть снижается, доллар укрепляется, темпы роста американской экономики на пару ближайших лет будут динамичными, Китай свой кризис переживёт. Но падение китайской биржи не даст никакого мирового кризиса, потому что там не так много иностранных вложений.

В ближайшее время будет усложнение проблем России с энергетическими ресурсами, потому что падают цены на нефть в результате того, что замедлились темпы роста Китая.

Сейчас Китай будет очень аккуратен, что называется, просто переждёт этот период. Страна действительно рвалась предпринимать что-то очень быстро, и возникли диспропорции, и необходимо пару лет «отдышаться», но всё это ведёт к тому, что КНР покупает меньше нефти, соответственно, цена на нефть снижается. Для России это беда, плюс санкции и отношение к России, а также стремление наших бывших надёжных покупателей отойти от энергетической зависимости. Все эти факты в совокупности усложняют наше положение. Я думаю, что ближайшие два года станут для России трудными в экономическом смысле», — резюмирует Портной.