О чем прогноз? Эксперт Широв объяснил финансовые планы Правительства России

Правительство утвердило сверстанный Минфином бюджет и определилось с планами на ближайшую трехлетку. При этом исключительную важность приобретает официальный прогноз социально-экономического развития России до 2026 года. Текущая версия прогноза, подготовленная Минэкономразвития России, исходит из сохранения темпов экономического роста на уровне выше 2,2-2,3 процента. Так ли это хорошо и достаточно ли для стабильной жизни в стране, объяснил aif.ru доктор экономических наук, член-корреспондент РАН, директор ИНП РАН Александр Широв.    
   

Для чего вообще нужен прогноз? Во-первых, он формирует базовые условия для расчета ключевых параметров федерального бюджета. Во-вторых, отражает взгляд правительства на ситуацию в экономике и перспективы ее развития в среднесрочной перспективе. В-третьих, создает основу для диалога государства и бизнеса в отношении эффективности отдельных регулятивных решений. Не все обращают на это внимание, но именно правительственный прогноз и разработанный на его основе бюджет являются неотъемлемыми элементами системы стратегического планирования, уже сейчас реализуемой в системе управления экономикой.

Темпы роста, заявленные Минэкономразвития, могут рассматриваться как близкие к потенциальным, то есть соответствующие балансу имеющихся у экономики возможностей и ограничений. В связи с этим тот факт, что правительство выбрало в качестве базового сценария вариант развития экономики с достаточно высокими темпами роста, может свидетельствовать о готовности проводить активную политику, ориентированную на повышение потенциальных возможностей российской экономики. При этом ключевое влияние на формирование экономической динамики будет оказывать внутренний спрос, поддерживаемый за счет разработанных и реализуемых мер экономической политики.

Определенный вызов для российской экономики в среднесрочной перспективе представляет как раз рост внутреннего спроса. На всем трехлетнем прогнозном периоде он положительно влияет на доходы государства, бизнеса и населения. Однако нужно принимать во внимание, что сейчас загрузка конкурентоспособных российских мощностей близка к максимальным значениям. Это значит, что дальнейший рост возможен либо за счет увеличения производственных мощностей, либо за счет импорта. В последнем случае российская экономика вновь может попасть в условия зависимости от поставок из-за рубежа, пусть и из дружественных стран. Чтобы этого не случилось, требуется расширение уровня инвестиционной активности. В целом, прогноз исходит из постепенного повышения доли инвестиций в ВВП, которая к 2026 г. достигает 22,1%. Возможно, что этот показатель мог бы быть выше, но после существенного роста инвестиций на 6 процентов в этом году предполагается достаточно серьезное замедление до 1,4 процента в 2024 году. Причинами этого могут стать постепенная стабилизация государственных капитальных вложений и относительно скромный рост частных инвестиций на фоне произошедшего ужесточения денежно-кредитной политики. В дальнейшем, в 2025-2026 годах, по мере преодоления этих ограничений, инвестиции будут расти на 2,8 процента ежегодно.

Масштабный структурный сдвиг в производстве в пользу более трудоемких промышленных видов деятельности, произошедший в 2022-2023 годах, привел к рекордному снижению безработицы и росту зарплат. Эти факторы, наряду с мерами по повышению оплаты труда в бюджетном секторе и увеличению МРОТ, обеспечили высокую динамику реальных доходов населения. По итогам 2023 года Минэкономразвития ожидает роста реальной (за вычетом инфляции) заработной платы на 6,2 процента и реальных располагаемых денежных доходов населения на 4,3 процента. В 2024-2026 годах эти показатели будут расти в среднем на 2,6 и 2,5 процента — соответственно.

Постепенное восстановление и расширение ненефтегазового экспорта на фоне умеренного роста импорта будут создавать базу для стабильной ситуации на валютном рынке. На всем прогнозном периоде предстоящей трехлетки курс рубля будет колебаться в диапазоне 90-92 рубля за доллар.

Стабильность на валютном рынке непосредственно связана с успешностью реализации программ импортозамещения. В целом, обрабатывающие производства за период 2023-2026 годов могут демонстрировать рост на 17,1 процента. Это предполагает среднегодовой темп роста на уровне 4 процентов, то есть с двукратным опережением общеэкономической динамики. При этом рост в производстве компьютеров, электронных и оптических изделий должен составить 57,9 процента, электрического оборудования — 50,2 процента, прочих транспортных средств и оборудования (авиа, судо-, железнодорожная техника) — 54,1 процента. Такие темпы роста в средне- и высокотехнологичных производствах могут на практике обеспечить серьезный технологический рывок для отечественной промышленности.

   
   

Реализация любого прогноза, а значит, и той политики, которая с его помощью обосновывается, связана с определенными рисками. Есть они и у текущего официального прогноза. Ключевые из них связаны с возможным ухудшением ситуации в мировой экономике, в том числе с перспективами создания новых барьеров для российского экспорта. Ограничения для инвестиционного процесса возникают в связи с сохранением высокой ключевой ставки. Следует также исходить из того, что дальнейшее наращивание бюджетного импульса вряд ли представляется возможным с учетом достигнутых параметров дефицита бюджета. В целях оценки этих рисков наряду с базовым правительством рассматривается и консервативный сценарий, в котором совокупность негативных факторов приводит к замедлению темпов роста российской экономики в 2024-2026 годах примерно на 1 процентный пункт в год.

В целом же новый официальный прогноз позволяет перейти к реализации комплекса мер структурно-технологической перестройки российской экономики. Ведь ее адаптация к изменившимся внешнеэкономическим условиям уже случилась. Параметры прогноза свидетельствуют о том, что все возможности для успешного развития в среднесрочной перспективе у российской экономики есть. Теперь за словом должно последовать дело.