Я прилетел в новый, сверхсовременный международный аэропорт. До отеля добирался на автомобиле местного производства «Саманд» (эту машину также собирают в Азербайджане и Белоруссии): шоссе в иранской столице такое, что нам остаётся лишь завидовать. Зашёл в магазин - прилавки ломятся от еды, произведённой в стране: имеются и мясо, и хлеб, и форель, и огромное количество фруктов. Собственно говоря, я ожидал увидеть совсем другое, ведь против республики уже 35 лет (!) действуют жёсткие санкции США и с 2011 г. - Евросоюза, ситуация много хуже, чем в отношении России. Бизнесменам из ЕС и США строго запрещено инвестировать в иранские предприятия, а главное - покупать иранские нефть и газ. Однако местная экономика хоть и пострадала от эмбарго, но всё же не рухнула с грохотом, чего ожидали на Западе. Так как же Ирану удаётся не только выжить, но и сохранять неплохой уровень жизни на фоне угроз Америки?
Конец «Макдоналдса»
Республика была сильно разрушена в ходе восьмилетней войны с Ираком, завершившейся в 1988 г. Однако теперь местные автомобильные дороги считаются лучшими (!) на Ближнем Востоке после Израиля, недавно запустили линии скоростных поездов (300 км/ч) от Тегерана до Шираза и Мешхеда, впервые в истории страны началось строительство сразу 100 тыс. домов - социального жилья, которое продадут малообеспеченным гражданам по низким ценам. Забавно, но именно благодаря санкциям Запада многие иранцы смогут купить себе квартиру. Короче говоря, было сделано всё, чтобы эффект от санкций и потери десятков миллиардов долларов в экономике Ирана стал меньше. Иранские власти также запретили почти любой бизнес США на территории государства - здесь не найдёшь «Макдоналдс» или «Бургер Кинг»: всё давным-давно национализировано. «Это логично, - объясняет мой переводчик Ахмад Сареми. - Пусть и сами американцы сделаются беднее. Мне странно видеть, как Америка приносит вред вашей экономике, однако компании из США продолжают свободно работать в России».
«Россия, поддержи своих!»
Контрабандный рис
Санкции точно влияют на Иран в смысле техники - я летал в Мешхед на столь пожилом «боинге», что казалось, от него детали в полёте отваливаются. Иранские учёные уже задумались о создании «национального самолёта» и представят проект в 2016 г. Отечественного производителя власти защищают жёстко, отслеживая даже... продуктовую контрабанду. На днях в Тегеране проводился рейд: полицейские обыскивали подсобки ресторанов, выясняя, не используют ли повара нелегальный дешёвый рис из Пакистана. Недавно Иран являлся классическим сонным царством Востока: простейшие вопросы решались годами, а коррупция присутствовала всюду - российские чиновники в сравнении с иранскими образец честности. Именно после санкций правительство стало соображать куда быстрее - уличных бунтов никому не хочется. Десять лет шли вялые дискуссии о строительстве метро в восьми крупнейших городах страны... Но, едва число безработных в Иране окончательно стало угрожающим, власти приняли решение за месяц.
Самое смешное - Запад больше не может влиять на Иран. Любые окрики из США и ЕС иранцы просто не слышат. А Западу больше нечем грозить - все самые строгие наказания уже задействованы. Разумеется, Иран здорово пострадал от санкций, однако уровень жизни хоть и снизился, но никто не обнищал. Зарплата иранского инженера - 1000 долл., врача - 1500, профессора - 2000. В кратчайшие сроки страна, жившая сугубо на импорте, сумела обеспечить себя продуктами и товарами первой необходимости: Иран живёт богаче и лучше, чем не подвергающиеся санкциям соседние проамериканские государства - Ирак и Пакистан. Я часто привожу в качестве примера Китай, но тут всё ещё проще. Это была бедная, погрязшая в коррупции республика, попавшая под кучу санкций. Тем не менее она не только выжила, но и обеспечивает гражданам приемлемый уровень жизни. Вот интересно, кто мешает строить для россиян дешёвое жильё (у нас миллионы людей сидят без квартир), жёстко поддерживать отечественного производителя и наконец-то выпускать качественные автомобили? Боюсь, ответа на вопрос я не услышу.