Не только угледобыча. Чем живёт современный Кузбасс?

Павел Казаков / АиФ

Краснодарские помидоры, крымские вина, чукотские олени — о каждом регионе есть свои представления. Когда речь заходит о Кузбассе, первым делом, конечно, вспоминают уголь и шахтёров. Чем живёт сегодня угольная столица России, в преддверии Дня шахтёра узнал наш корреспондент.

   
   

Привлекательный регион

Кемеровская область сегодня — всё тот же промышленно развитый и самый плотно заселённый регион России за Уралом, что и раньше. Города, построенные вокруг индустриальных гигантов, — основа здешней экономики и общественной жизни. Тем не менее, регион, обладающий немалым производственным и кадровым потенциалом, вполне вписался в реалии нового тысячелетия и уже много лет находится в верхней части списка самых динамично развивающихся субъектов РФ. А в нынешнем году Кемеровская область была официально признана самым инвестиционно привлекательным регионом Сибири.

Две трети всего российского «чёрного золота» добывают именно кузбасские горняки. А коксующийся уголь, без которого не может обойтись отечественная металлургия, почти весь — отсюда. Больше 200 миллионов тонн угля добыли в Кемеровской области в прошлом году. В советские времена перед областью ставили задачу добывать 160 миллионов тонн угля, регулярно признавая её невыполнимой. Выполнить неосуществимый план стало возможно благодаря качественным изменения в отрасли. К примеру, новый тренд — обогащение угля. Конечно, сама по себе технология отнюдь не нова. Но если 15 лет назад в регионе обогащали меньше 20% добытого угля, то сейчас — больше 70%. Руководство области ставит задачу к 2020 году добиться 90% обогащения. Какая тут связь с объёмами добычи? Всё просто: обогащённый уголь стоит в разы дороже, места занимает меньше, покупают его охотнее. Его проще вывозить в больших количествах. Следовательно, мировой рынок становится доступнее, растут прибыли угольщиков — растёт добыча.

Кризис нипочём

Несмотря на мировой экономический кризис, производственные мощности региона постоянно растут. Например, флагман российской угледобывающей промышленности компания «Кузбассразрезуголь» начала на Талдинском разрезе работы по инженерным изысканиям на площадке, отведённой под строительство новой обогатительной фабрики — «Талдинская-Энергетическая» мощностью переработки 6 млн тонн угля в год. Общая стоимость проекта составит около 5,9 млрд рублей. Талдинская обогатительная фабрика вскоре станет мощным современным комплексом со всей сопутствующей инфраструктурой.

За последние годы в регионе введены в эксплуатацию десятки новых производств. А это, в свою очередь, гарантия благополучия для десятков тысяч шахтёрских семей.

Дорогу молодым

В определённый момент стало понятно, что для поступательного развития угольной отрасли самое важное — подготовка молодых специалистов. Не так давно качественное профильное образование можно было получить только в европейской части России — в Москве или Санкт-Петербурге. Именно поэтому команда губернатора Тулеева заложила основы подготовки кадров ещё в 90-е годы. В Кемеровской области сегодня работает мощная научная школа, без которой невозможно представить современное развитие горного дела.

Кузбасскому Государственному техническому университету имени Тимофея Фёдоровича Горбачева, который подготовил великое множество выдающихся инженеров, учёных и руководителей производства, в этом сентябре исполняется 65 лет. В большинстве угольных компаний в Кузбассе работают молодые специалисты, закончившие именитый вуз. Важно, что ребята остаются работать в родном крае и вносят свой вклад в развитие современных технологий угледобычи.

   
   

Такой подход уже приносит свои плоды. Сегодняшний Кузбасс — это инновационная площадка по внедрению современных технологий глубокой переработки угля.

Институт углехимии Сибирского отделения РАН был учреждён в Кемерово больше полувека назад. Но именно в наши дни, во многом благодаря молодым учёным и специалистам, важнейшая отрасль углехимия получила мощный стимул к развитию. К примеру, продукция компании «Сорбенты Кузбасса» востребована не только в России, но и за рубежом. Молодые ребята с отличным университетским образованием производят в этой компании угольный сорбент — из обычного каменного угля. Цена тонны высококачественного угля сейчас на международного рынке около 1600 рублей, а тонна кузбасского сорбента стоит больше трёх миллионов. Созданный с нуля высокотехнологичный бизнес, в основе которого местные научные разработки, приносит хороший доход и обеспечивает налоговые отчисления. Кузбасские предприятия, напрямую связанные с угольной отраслью, получают многомиллионные гранты от фонда «Сколково» — это сегодняшняя реальность Кузбасса. Молодые учёные не уезжают из страны, а остаются в самом её географическом и промышленном сердце — на Кузнецкой земле.

Безопасность — превыше всего

Конечно, главная задача, о которой часто говорит глава региона Аман Тулеев, это безопасность шахтёрского труда. В Кузбассе появился успешно работающий проект по добыче газа-метана из угольных пластов, который регион развивает вместе с «Газпромом».

Теперь перед запуском в эксплуатацию новых шахт с помощью особых технологий газ метан выкачивается из угольных пластов. Метан, который является наиболее опасным спутником угля, становится ценным полезным ископаемым. Инновационные технологии позволяют не сжигать метан, а использовать его, например, для заправки транспорта, работающего на угольных предприятиях. Стабильный уровень добычи метана угольных пластов в Кузбассе планируется в объёме 4 млрд куб. м в год. В долгосрочной перспективе — 18–21 млрд куб. м в год.

Импортозамещение по-кузбасски

Важная и актуальная сегодня для всей России тема импортозамещения не обошла и Кузбасс, только произошло это задолго до введения западных санкций.

На одном из старейших заводов страны — новокузнецком ЗапСибе — компания «Евраз» производит уникальные высокопрочные 100-метровые рельсы. Раньше Россия закупала такие рельсы в Японии, что тормозило развитие отечественного высокоскоростного железнодорожного транспорта. По факту оказалось, что наши рельсы лучше японских: они рассчитаны даже на эксплуатацию при запредельно низких температурах — до −60°С. С такими показателями можно и в Заполярье «Сапсаны» пускать. Благодаря специально разработанному в Кузбассе сплаву и стараниям металлургов Россия больше не покупает стометровые рельсы, а наоборот, продаёт их по всему миру — от Бразилии и Кубы до Индонезии и Скандинавии. Московский метрополитен теперь тоже закупает и использует при строительстве новых веток продукцию кузбасских металлургов.

Место для жизни и отдыха

Промышленные чудеса и достижения могут навести на мысль, что Кузбасс — это сплошная промзона. Так и было двадцать – тридцать лет назад. Теперь Кемеровская область, по официальной статистике, уже не входит в число экологически неблагополучных регионов страны. Экология для областных властей — один из главных приоритетов.

В прошлом году Кемеровскую область посетили больше миллиона туристов. Причём не только в зимние месяцы. Кузбасс по популярности знаменитого на всю страну горнолыжного курорта Шерегеш вполне может сравниться с Олимпийским Сочи.

Шерегеш. Фото: Из личного архива/ Роман Черкасов

В последние годы настоящей Меккой горнолыжного спорта стала Горная Шория — территория, очень долго вызывавшая ассоциации только с гражданской войной, гулаговскими лагерями и глухой тайгой. Теперь её столица город Таштагол — развитый туристический центр. Почти все российские золотые медали по олимпийскому сноуборду ковались упорными тренировками на склонах окрестных гор. И сейчас мировые чемпионы здесь — привычные гости. На мировом уровне и необходимая для этого инфраструктура: трассы, подъёмники, отели, дороги.

Туристы готовы платить за достойный сервис хорошие деньги, и, следовательно, развивается сопутствующая инфраструктура и наполняется областной бюджет.

Своими силами

Кузбасс принято называть угольным регионом, но это, скорее, дань традиции. В реальности же малый бизнес, туризм, сопутствующая им торговля уже приносят местным бюджетам всех уровней столько же денег, что и угледобыча или металлургия. Пока в других местах долго и красочно рассуждали о диверсификации экономики, в Кемеровской области к ней на самом деле пришли. Это во многом и ответ на вопрос, откуда берутся деньги на поддержание в Кузбассе многочисленных социальных программ: Кемеровская область перестала быть только «всероссийской кочегаркой», у её экономики несколько основных направлений, и все они успешно развиваются.

Серьёзное внимание областные власти уделяют и программе продовольственной безопасности. К 2020 году Кемеровская область намерена полностью обеспечивать себя всеми основными продуктами питания. Это не лозунг, не дань политической моде, а закономерный этап долгого исторического пути. В середине 1990-х Кузбасс, как и вся Россия, покупал зерно в Канаде и стоял в очередях за американскими морожеными окорочками.

Сейчас расположенный в зоне рискованного земледелия Кузбасс полностью обеспечивает собственное население хлебом, картофелем и овощами, куриными яйцами. На очереди мясо. Десять миллиардов рублей будут инвестированы в строящийся под Новокузнецком гигантский агропромышленный комплекс мясного профиля. Кузбасс обойдётся собственным финансированием: в строительство мегакомплекса вложатся местные металлурги.

Взгляд в будущее

Кузбасс — то место, где нашли уникальный для России способ решать пресловутый квартирный вопрос. Уже почти 13 тысяч кузбасских молодых семей купили квартиры в рассрочку на 20 лет — без первоначального взноса и без процентов. Это называется «суперльготная ипотека», она же «кузбасская» или «тулеевская». Для других категорий населения есть, к слову, и другие, не менее льготные варианты: под три или пять процентов годовых.

— Несмотря на сложнейшую экономическую и финансовую ситуацию, мы продолжим выдавать суперльготные жилищные займы — без первоначального взноса, под ноль, три и пять процентов годовых. Это моё принципиальное убеждение, — заявил руководитель региона Аман Тулеев в недавнем публичном выступлении. — Потому что, давайте прямо: без этой поддержки многие молодые семьи просто не встанут на ноги!

Аман Тулеев. Фото: Пресс-служба Администрации Кемеровской области/ Дмитрий Белкин

Выдерживать такую социальную нагрузку год за годом областному бюджету, конечно, нелегко. Но никто не считает здесь эти деньги выброшенными на ветер. Наоборот, это прямой вклад в будущее Кузбасса. Недаром в Кузбасс перебираются целыми семьями. Люди должны иметь уверенность в завтрашнем дне, гарантии благополучия для себя и своих детей. В Кузбассе это понимают, и именно поэтому местная система социальной поддержки, выстраиваемая без малого два десятилетия, удивляет многих впервые побывавших на Кузнецкой земле.

О Кузбассе, его уникальной природе и замечательных людях слагают легенды. Приезжайте и убедитесь сами. Зимой покататься на лыжах по красивейшим склонам Шергеша, летом пройтись по экологическим тропам или попробовать найти следы снежного человека. Но самый главный месяц в году для жителей Кузбасса — август.

День шахтёра, который по традиции отмечают в последнее воскресенье августа, здесь остаётся общим и по-настоящему народным праздником. К этому дню, а вовсе не к официальному концу года, здесь принято подводить итоги. Кузбассу сегодня по праву есть чем гордиться.

Смотрите также: