Не для бедных. Эксперты объяснили подорожание лапши быстрого приготовления

Лапша быстрого приготовления перестала быть бюджетным перекусом — о росте цен сообщали в марте и октябре 2023 года. Эксперты рассказали aif.ru, что этот продукт подорожал из-за экспорта зерна и слабого рубля, а отечественные производители смогли сдержать цены за счет удобной логистики и дешевой упаковки.

   
   

Откуда пришла лапша

Лапша быстрого приготовления попадала на Дальний Восток еще в 90 годах. Ее привозили моряки, которые плавали между Пусаном и Владивостоком. Продукт быстро завоевал сердца местных жителей: он не проливался при качке на кораблях или в поездах, а по вкусу был похож на русский суп.

В конце 90-х крупные компании стали открывать свои офисы в Москве. Местные продукт оценили: он недорого стоил, не портился и позволял получить горячий обед в любом месте, где можно залить лапшу кипятком.

Сегодня порция быстрого супа в пластиковой коробке обойдется в 50 рублей, если покупать в одном из популярных гипермаркетов. Версия с соусом в онлайн-магазине стоит 70 рублей за порцию. Купить пакетик с базовыми специями можно за 25 рублей, а порция рамена вьетнамского производства продается за 130 рублей.

На десятки процентов

Росстат отдельно цены на лапшу быстрого приготовления не рассматривает — этот продукт входит в категорию макаронных изделий. Дешевле всего макаронные изделия были в 2018 году — цена на них держалась на уровне 66 рублей за килограмм. Рост стоимости начался еще в 2021 году. В 2022 году макароны, наоборот, серьёзно подорожали — в январе они стоили 98 рублей, а к апрелю цена поднялась до 112 рублей. С июльских 87 рублей цена на макароны поднялась к декабрю до 96 рублей. За 2023 год они подешевели — в январе килограмм стоил 112 рублей, а к октябрю цена снизилась до 108 рублей.

Экспорт и логистика

Экономист и финансовый аналитик Виталий Калугин считает, что лапша быстрого приготовления давно перестала быть «едой для бедных» из-за энергоемкости производства. «Ее надо упаковать в пластик, обтянуть пленкой, правильно положить в коробку, доставить. А производители гарниров находятся в разных регионах и меньше тратят на упаковку», — рассказал эксперт. По мнению специалиста, этот продукт в ближайшие годы не потеряет популярность из-за его нишевости. Найти чайник и кипяток, чтобы заварить лапшу, проще, чем выяснить, где ближайшая кухня, на которой можно приготовить обед.    
   

Заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Дмитрий Кувалин считает, что в росте цен на быстрый перекус виноват экспорт. «Многие продовольственные товары, производимые внутри страны, дорожают из-за того, что для их производства используют сырье, которое мы могли бы экспортировать. Поскольку мы стали одним из крупнейших поставщиков зерна, а производители заинтересованы в расширении вывоза, на внутреннем рынке возникает дефицит и цены на продовольствие начинают расти», — объяснил эксперт. Кроме того, для такой лапши импортируют красители и пищевые добавки, поэтому ее стоимость зависит от курса доллара.