Цены на нефть после затяжного многомесячного падения открыли третью неделю роста резким скачком на 5% вверх, пробив важную отметку в 80 долларов за баррель в результате соглашения России и стран ОПЕК+ сократить добычу. Эксперты рассказали aif.ru, почему это плохая новость для США и хорошая — для бюджета РФ.
Ответ Вашингтону
«Решение сократить добычу нефти — неожиданное и интересное событие, поскольку Саудовская Аравия сокращает на такой же объем, что и Россия, — говорит Станислав Митрахович. — Сделано это явно в противоречие требованиям США к саудитам добычу нарастить. Саудовская Аравия в сложившейся ситуации выбрала действовать в унисон с Россией, что говорит об эффективности российской энергетической дипломатии».
Общее сокращение добычи составит 1,66 миллиона баррелей в сутки. Из них на Россию и Саудовскую Аравию приходится по 500 тысяч баррелей в сутки, на Ирак — 211 тысяч, ОАЭ — 144 тысяч, Кувейт — 128 тысяч, Казахстан — 78 тысяч, Алжир — 48 тысяч, Оман — 40 тысяч, Габон — 8 тысяч. Решение будет действовать с мая по декабрь 2023 года.
Это поддержит цены на нефть, которые последние месяцы снижались из-за опасений замедления американской экономики, а также из-за того, что Китай не так быстро, как ожидалось, наращивает потребление после отмены антикоронавирусных мер, отметил Станислав Митрахович.
«Теперь мы будем наблюдать, как цены на нефть перестанут падать, а возможно, и перейдут к росту, — добавил эксперт. — Объемы, на которые заявлено сокращение, существенны для мирового рынка. Для России из-за трудностей с поставками на внешние рынки сокращение добычи было неизбежным, но мы это сокращение встроили в нашу линию отношений с ОПЕК+, и это позитивная новость».
Финансовый интерес
«Участники соглашения ОПЕК+, в рамках которого происходит сокращение добычи нефти, интересуются не американскими пожеланиями, а доходами своих бюджетов, — объяснил Сатановский. — Саудовской Аравии и другим нефтедобывающим странам нужно стабилизировать рынок. Им нужно, чтобы цены были не запредельными, иначе торговля нефтью прекратится, но достаточно высокими, чтобы оправдывать свои затраты».
«Россия в плане доходов бюджета и курса рубля давно хочет отойти от того, что называют нефтяной иглой, но полностью это сделать пока не удалось, — говорит Владимир Климанов. — И если курс рубля в последнее время стал меньше зависеть от поведения цен на нефть, то в федеральном бюджете нефтегазовые доходы все еще высоки, в прошлом году это было 42%. А значит, и рост цен на нефть на мировом рынке прямо влияет на доходы государства».
Плюс для бюджета
«До тех пор, пока Россия снижала добычу нефти в одностороннем порядке, эффект на рынке это производило скромный, — пояснил Евгений Надоршин. — Пока это было так, от этого решения российский бюджет скорее терял, чем приобретал. Но когда на выходных к сокращению присоединились страны ОПЕК+, ситуация поменялась».
«В результате поддержки решения России сократить добычу нефти со стороны нефтедобывающих стран можно ожидать положительного эффекта для российского бюджета, потому что рынок отреагировал ростом цен, — добавил Евгений Надоршин. — Важно, чтобы все участники сокращения добычи выполняли соглашение весь заявленный срок. Тогда рынок будет в него верить, а цены на нефть будут складываться выше, чем они были бы без этого решения. Тогда это будет выгодно бюджету России».