«Назло России построим свою трубу». Зачем Польше собственный газопровод?

В ответ на строительство второй ветки «Северного потока», не признающая проект Польша собирается обзавестись собственным газопроводом — Baltic Pipe. Как пишет немецкое издание Frankfurter Allgemeine Zeitung, польская государственная нефтегазовая компания PGNiG в прошлом году на 15 лет зарезервировала мощности трубопровода на сумму порядка 2 млрд долларов. В партии «Право и справедливость» рассчитывают, что Baltic Pipe мощностью 10 млрд кубометров в год будет запущен в 2022 году.

   
   

Польская труба против российской трубы

Строить газопровод Baltic Pipe Польшу вынуждает неприятие российско-европейского проекта «Северный поток-2», по которому европейские потребители будут получать газ из РФ в обход не самого надежного украинского транзита. Варшава вместе с Киевом и прибалтийскими членами Евросоюза выступает решительно против СП-2, убеждая Брюссель, что введение проекта в эксплуатацию подорвет энергетическую безопасность Старого Света.

Недавно польский премьер-министр Матеуш Моравецкий призывал Вашингтон наложить санкции на строительство второй ветки «Северного потока». Как писала польская Gazeta Prawna, Моравецкий также просил американцев оштрафовать компании-участниц проекта («Газпром», нидерландско-британская Shell, австрийская OMV, французская Engie, немецкие E. ON и Wintershall).

В интервью Politico Моравецкий предупреждал, что Россия является самой опасной угрозой для Польши. И СП-2 — одна из главных угроз, исходящих от РФ, ведь он сделает ненужными газопроводы, по которым газ из России сейчас транспортируется в Европу.

Сможет ли Польша «похоронить» вторую ветку «Северного потока-2»? С одной стороны, как говорит первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский, угроза для реализации «Северного потока-2» существует — Евросоюз по-прежнему выступает за снижение зависимости от сырья из России. С другой — в Брюсселе прекрасно понимают, что Польша преследует в первую очередь свои интересы.

«А для ЕС на первом месте стоят общеевропейские интересы, а не отдельных стран. Также не нужно забывать, что у СП-2 есть много сторонников в Евросоюзе, не говоря о тех компаниях, которые вложили в проект значительные средства. Так что с „Северным потоком-2“ полякам будет справиться очень непросто», — уверен он.

Торг с «Газпромом»

Надо сказать, что вопрос о строительстве своего газопровода в Варшаве поднимают не первый раз.

   
   

Так, два года назад представители PGNiG объявили о планах обзавестись трубопроводом между Польшей и Норвегией. А в прошлом году польский оператор сети газопроводов Gaz-System анонсировал начало строительства проекта Германовичи-Страхоцина до границы с Украиной. Все эти проекты — в рамках программы по укреплению энергетической безопасности Польши.

«Решение о строительстве такого газопровода не столько попытка уменьшить зависимость от российских газовых поставок, сколько попытка дистанцироваться во внешней политике. Другого профита в строительстве столь дорогостоящего проекта для страны, которая не добывает газ, попросту нет», — говорит ведущий аналитик AMarkets Артем Деев.

Варшава не случайно рассчитывает построить Baltic Pipe к 2022 году. Дело в том, что через четыре года истекает ее контракт с «Газпромом». Соглашение предполагает, что PGNiG должна импортировать из России 10 млрд кубометров топлива в год. Если же Польша не выбирает этот объем, к ней применяется правило «бери или плати», по которому страна штрафуется. Несогласная с этим условием Варшава даже подавала на «Газпром» в Стокгольмский арбитраж. Тогда же Польша требовала от российской компании скидок на газ, ссылаясь на то, газ должен подешеветь из-за упавшей в цене нефти (стоимость «голубого топлива» привязана к нефтяным котировкам с лагом в 6-9 месяцев).

Доктор, мы теряем Польшу?

Пока что реализованным проектом по достижению Польшей энергетической независимости стал терминал для приема СПГ в портовом городе Свиноуйсьце, открытый в 2015 году. Его максимальная вместимость — 7,5 млрд кубометров газа. Это почти половина от годового потребления Польши в 16 млрд кубометров.

Как говорил представитель правительства Польши Петр Наимский, за счет СПГ-терминала Варшава может обеспечить независимость от импорта газа «с востока» еще до 2022 года. Страна хочет выйти к норвежскому шельфу с помощью газопровода и терминала в Свиноуйсьце.

«Мы будем искать другие способы и договоренности. Конечно, если российская сторона предложит хорошие условия и цену, то мы будем трактовать эту возможность как открытую для переговоров», — цитирует Наимского РИА Новости.

По словам Ивана Андриевского, если Варшава реализует свой проект, она станет одним из ключевых поставщиков газа в Восточной Европе и Балтике. «Одновременно с этим Польша хочет развить собственный газовый рынок, при этом она активно использует уголь, покупая его, в частности, у ДНР, что ЕС явно не одобряет, не говоря уже об Украине, которая тоже является членом Союза. И здесь возникает большой вопрос — а будет ли норвежский СПГ дешевле российского? Вряд ли. Польша, видимо, надеется на долгосрочный профит, который она получит от того, что станет важным хабом на газовом рынке ЕС. Здесь же стоит упомянуть планы Польши по экспорту американского СПГ. И тот факт, что США активно противодействует строительству СП-2. Политические амбиции (снижение зависимости от РФ) это в большей степени хорошее прикрытие для реализации собственных экономических интересов», — не исключает эксперт.

Как считает Артем Деев, денег на строительство газопровода до Норвегии у Польши нет. Но он не исключает, что финансирование проекта на себя могут взять США — американцы активно торпедируют «Северный поток-2», подкрепляя свое мнение в том числе заботой об энергетической безопасности Польши.