Поручение президента правительству проработать вопрос строительства на Сахалин пошло с пометкой считается экспертами чрезвычайно важным. Об этом агентству «Экономика сегодня» рассказал политолог, замдиректора Института истории и политики МПГУ, кандидат исторических наук, доцент Владимир Шаповалов.
«Вопрос строительства моста на Сахалин обсуждается уже несколько десятилетий. Актуальным он вновь стал после открытия автомобильной части Крымского моста. Переправа на Сахалин — чрезвычайно важный проект как с геополитической, так и геоэкономической точки зрения. В последнее время Россия обращает все больше внимания на Дальний Восток, реализован ряд проектов. Но развитость региона все еще оставляет желать лучшего.
Для самого Сахалина мост также крайне важен — в настоящее время этот регион практически оторван от материковой России, связи и контакты с „большой землей“ сильно ограничены. Это, конечно. мешает экономическому и социальному развитию региона. Тогда как он очень важен и как богатый ресурсами край, и как геостратегическое приграничье нашей страны. Более того, создание моста активизирует и контакты РФ с Японией», — отмечает аналитик.
Работа правительства
Правительству страны было поручено проработать вопрос о такой стройке. Об этом президент рассказал на встрече с губернатором Сахалинской области Олегом Кожемяко. «Я поручил правительству проработать все это, посмотрим. Хочется очень помочь, надо посмотреть экономику. Как пишут ваши депутаты в письме, это давняя мечта тех, кто на Сахалине проживает, в том числе это было бы существенным фактором, закрепляющим население, людей — можно приехать, уехать в любое время года, в любую погоду, все понятно. Это привело бы и к развитию севера Хабаровского края, потому что нужно делать подходы к мосту», — сказал глава государства.
«Переправа на Сахалин создает предпосылки для дальнейшего развития экономических связей с Японией — сейчас это сотрудничество набирает обороты. Транспортная сеть в сторону соседней страны активно развивается, мост же интенсифицирует транспортное сообщение между Сахалином и Хоккайдо. Переправа по сути сделает островной регион РФ геоэкономическим центром между Японией и Россией.
Очевидно, что стране необходимы серьезные инвестиции в инфраструктурные проекты, чтобы повысить привлекательность Дальнего Востока. При этом строительство Крымского моста создало прецедент — Россия теперь обладает уникальными технологиями и способна взяться за следующий мегапроект. При этом окупаемость его должна ставиться на третий план — мост на Сахалин дает существенные преимущества в других отраслях. Кроме того, нужно исходить из фабулы, что жители целого региона страны оторваны от материка, и им нужно улучшать условия жизни», — подчеркивает эксперт.
Внимание Дальнему Востоку
О необходимости строительства переправы на Сахалин говорится уже давно — с середины XX века. Мост для железной дороги предполагается возвести в самой узкой части Татарского пролива, где остров отделен от материка. Мост на Сахалин может стать частью будущей 580-километровой железной дороги между селом Селихино Хабаровского края и сахалинским поселком Ныш. На данный момент доставка грузов осуществляется между островом и материком паромом через Ванино — Холмск, на движение которого оказывают существенное влияние погодные условия.
Кроме того, рассматривается и проект тоннеля под проливом — такой вариант предлагали еще в 1950-х гг, но сделать его не получилось. В начале лета к Путину обратились депутаты облдумы Сахалина и попросили построить переправу, соединяющую остров и материк. По предварительным оценкам РЖД, стоимость моста приблизительно составит 540,3 млрд рублей, что в 3,5 раза больше Крымского моста. Проектные работы и собственно само строительство займут не меньше 5 лет. В лучшем случае возможная дата окончания реализации проекта — 2023 год, если решение по проекту будет принято в ближайшие месяцы.
«Финансовая сторона проекта в данном случае не столь важна — в России много проектов, в которых деньги выносятся на второстепенный план, на первом — перспективы проекта. Жители целого региона получат неизмеримые преимущества после того, как Сахалин включат в общее транспортное пространство страны. Впрочем, и с экономикой вопроса все не столь, на мой взгляд, безнадежно.
Строительство моста позволит Сахалину интенсифицировать экономические процессы, в том числе с Японией. Кроме того, в регионе существенно облегчатся условия ведения бизнеса, что привлечет туда новых инвесторов. Более того — Сахалин станет куда более привлекательным для переселения на постоянное жительство. То есть регион получает мощный импульс для экономического развития.
Все это, а также множество рабочих мест, современную инфраструктуру и улучшение качества жизни людей даст только один мегапроект — строительство переправы. Затраты на него будут значительными, но они того стоят и дадут пусть косвенный, но экономический эффект. Стоит также вспомнить, что в последнем послании Федеральному Собранию президент РФ акцентировал необходимость транспортного развития России, это первостепенная задача для страны. Мост на Сахалин может стать существенной частью этих планов», — заключает Владимир Шаповалов.
Смотрите также:
- План для России: Медведев представил программу работы правительства до 2018 года →
- Послание для Якутии. Глава региона озвучил планы перед госсобранием региона →
- Жемчужина Дона. Руслан Байсаров завершает возведение нового ж/д моста →