Губернатор Приморского края Олег Кожемяко провел встречу с Чрезвычайным и Полномочным послом Монголии в России Улзийсайханы Энхтувшином, сообщила пресс-служба администрации Приморья. В ходе переговоров монгольская сторона подчеркнула заинтересованность использования транспортной инфраструктуры Приморского края для доставки своих грузов на внешние рынки.
«Сегодня мы смотрим на морские порты Приморского края как на решение наших транспортных вопросов. Надеемся на полное понимание и содействие в этой работе», — подчеркнул посол.
По данным Главного таможенного управления Монголии, экспорт страны за 2021 год составил $9,2 млрд США. Основа внешних поставок — медный концентрат и коксующиеся угли (81,3% в стоимостном выражении от всего экспорта). Но страна зажата между Россией и Китаем и не имеет выхода к морю. Железная дорога из России в Монголию проходит через Бурятию, (приграничная станция Наушки). Суммарное расстояние от крупнейшего угольного месторождения Монголии Тайван-Толгой до приморских портов по такому маршруту превышает 5 000 км. До ближайших китайских портов — чуть более 1 000 км. Использовать китайские порты дешевле и удобнее, но монголов тяготит чрезмерная зависимость от Китая. Кроме того, Китай вводил множественные ограничения на работу своих морских портов из-за пандемии коронавируса и во время проведения зимней Олимпиады, что привело к падению монгольского экспорта в марте 2022 года сразу на 42%.
Возможен ли монгольский транзит через Россию?
Главный экспортный грузопоток Монголии формируют коксующиеся угли. По данным Таможенного комитета, его объем за 2021 год составил 23 млн тонн. Портовая инфраструктура российского Дальнего Востока может обработать монгольский транзит. По данным Ассоциации морских торговых портов, за первый квартал 2022 года грузооборот морских портов Дальневосточного бассейна составил 53,5 млн тонн, из них объем перевалки сухих грузов составил 34,1 млн тонн. За год дальневосточные порты переваливают 220-230 миллионов тонн грузов при профиците мощностей в 22-24%.
Но, во-первых, российские порты удалены от основных азиатских рынков сбыта по сравнению с китайскими, что удорожает стоимость фрахта, а во-вторых — и в-главных, пропускная способность российской железной дороги на восточном направлении уже сейчас не справляется с грузопотоками. В РЖД принята инвестиционная программа по модернизации Восточного полигона стоимостью 700 миллиардов рублей. В рамках программы пропускная способность БАМа и восточного участка Транссиба к 2024 году должны увеличиться с нынешних 144 миллионов тонн до 180 миллионов. Но сейчас трафик очень напряженный, а переориентация российских угольщиков на азиатские рынки после отказов некоторых европейских стран от нашего угля только усугубляет ситуацию.
Еще есть конспирологическая версия использования монгольского угля для обхода антироссийских санкций. О подобной схеме еще в 2017 году сообщало агентство Bloomberg, тогда она действовала в пользу подсанкционной Северной Кореи. Якобы партии северокорейского угля доставляли в российские порты, где смешивали с нашим углем и под видом российского продавали на внешних рынках. Сейчас теоретически можно так же в российском порту смешать монгольский уголь с российским и поставить третьим странам, указав монгольское происхождение.
«Вряд ли будет оправданно везти энергетический уголь из Монголии через приморские порты, — разъясняет Андрей Глазов, исполнительный директор железнодорожного экспедитора “Феникс НП”, — а вот коксующиеся угли можно. Цены на коксующиеся угли премиальных марок уже подбираются к $300 USD за тонну на FOB, на этом фоне тариф на железнодорожную перевозку монгольского угля до приморских портов будет почти “не заметен”, и в целом маршрут монгольских грузов через дальневосточные порты экономически оправдан, тем более что, думаю, и с обратной загрузкой проблем не должно быть. Но согласовать перевозку с РЖД будет крайне сложно, если не невозможно. Железная дорога в восточном направлении забита. Вероятно, согласовать можно только на межправительственном уровне.
Из Монголии экспортируется коксующийся уголь дорогих марок “Ж”, “КЖ”. Поэтому их теоретически можно транспортировать и до морских портов европейской части России, все зависит от ценовой политики монгольской стороны. Смешать в порту с российским углем, и полученную смесь продать под видом монгольского угля возможно, но смесь все же должна быть однородна, например, если от монголов приходит марка “Ж”, то и от нас домешивать нужно только марку “Ж”. Но пока таких операций никто не делал».
Мировые логистические коридоры совершенствовались десятилетиями, но из-за пандемии и санкций рухнули в одночасье. Для одних это крах, для других — новые возможности. Еще в марте крупнейшие мировые грузовые линии объявили об уходе из России. Почему бы нам не загрузить мощности морских портов монгольским транзитом? Тем более что монгольская сторона настойчиво об этом просит.