Пожалуй, еще никогда в России не вспоминали 1990-е годы так часто, как в последний месяц — темпы роста потребительских цен, так же, как и 20 лет назад, ускорились и достигают 2% в неделю, на некоторые товары в магазинах пропали ценники, зазвучало давно забытое слово «дефолт», работодатели предупреждают о «высвобождении рабочих мест»... Одним из маркеров того времени были расчеты в у.е. — условных единицах, проще говоря, в иностранной валюте. А могут ли сейчас вернуться цены в у.е.?
Почему в 1990-х торговали в у.е.?
«Хоть и существовал с 1984 года аж до 2001 года закрепленный в КоАП прямой запрет на использование в качестве средства платежа в небольших размерах (до 25 тысяч рублей) иностранной валюты, а в Уголовном кодексе РСФСР и вовсе был запрет на всяческие валютные операции под страхом уголовной ответственности, все эти рудиментарные нормы никак не могли иметь реальной силы в переходный период после распада СССР», — говорит юрист.
Вернутся ли у.е. сейчас?
Сегодня валютное и гражданское законодательство сформированы и опробованы на практике.
«Позиция закона однозначна: операции между резидентами в валюте запрещены, за исключением строго поименованных в нем и очень специфичных случаев (ст. 9 закона “О валютном регулировании и валютном контроле”, ст. ст. 141, 317 Гражданского кодекса РФ). При этом закон допускает некоторую либеральность в этом вопросе, определяя возможность оплаты хоть и в рублях, но с отсылкой к официальному курсу определенной сторонами сделки валюты (п. 2 ст. 317 ГК РФ).
А это уже дает возможность если и не получить валюту к оплате, то хотя бы иметь в виду ее курс. Кроме того, усовершенствован и контроль за нарушением валютного законодательства, появились реальные технические возможности пресечения таких нарушений, чего не было в “лихих 90-х”. Поэтому абсолютный возврат к той ситуации однозначно невозможен», — подчеркивает Гаджиев.
Сейчас не такая же ситуация, какая была в 1990-е, добавляет Морозов. Во-первых, не будет такого количества импортных товаров, как было тогда. Во-вторых, все платежи (за исключением продажи золотых слитков банков) возможны только в российских рублях.
Однако прямой запрет закона не означает прямое ему следование и возможность государства этому воспрепятствовать. В принципе, бизнес де-факто и так сделал такой переход, обозначив повышение цен даже на отечественные товары выше курсовой разницы, тем самым нивелируя возможные будущие валютные потери, замечает эксперт. «Если среди граждан государство вряд ли сможет эффективно выявлять и устранять подобные нарушения обращения валюты, то бизнесу однозначно не удастся перейти на валютный расчет (особенно при сделках с гражданами). За скобками оставляем теневую его форму», — добавляет Гаджиев.
Кстати, по словам Морозова, в нашей стране давно существует ряд хозяйствующих субъектов, которые производят начисления в у.е. и сами устанавливают котировки. При этом расчеты принимают в рублях. Например, это распространено на рынке коммерческой недвижимости в Москве. Такие примеры есть, но они не массовые.