И без того неспокойный Ближний Восток в прошедшие выходные подвергся еще одному испытанию. В ночь на 14 апреля Иран запустил в сторону Израиля свыше 300 дронов, крылатых и баллистических ракет, что потенциально угрожает активными боевыми действиями в самом сердце нефтеносного региона. И хотя официальный Тель-Авив отчитался о перехвате почти всех целей, сам факт атаки породил опасения экспертов и участников рынка, что с открытием биржевых торгов стоимость нефти может существенно возрасти. «Цены на нефть могут резко подскочить на открытии торгов, поскольку Иран впервые нанес удар по Израилю со своей территории», — передает агентство Bloomberg слова аналитика UBS Group Джованни Стауново.
Однако в ходе торговой сессии 15 апреля котировки умеренно снижались в пределах 1%, к 19:00 московского времени опустившись до 89,6 долл. за баррель. «Опасения разрастания конфликта пока не оправдались, есть надежда, что основная часть эскалации прошла, — объясняет Митрахович. — Ормузский пролив никто не перекрывает, в США, учитывая нерешенные проблемы на Украине и Тайване, никто не пытается увеличить накал отношений еще и с Ираном, поэтому участники рынка не стали взвинчивать котировки нефти. Они и так достаточно высоки, текущие уровни вполне комфортны для экспортеров, но не зашкаливают за значения, присущие состоянию войны на Ближнем Востоке».
Но если конфликт будет разрастаться, то цены на нефть в мире все же вырастут, «потянув» за собой и бензин, и дизель на внутреннем российском рынке. «Россия все же остается крупным экспортером нефтепродуктов, — напоминает Митрахович. — Мы по-прежнему крупный участник мирового рынка, и цены на нем, конечно, будут влиять на наш внутренний рынок».
При этом темпы подорожания топлива у нас будут непропорциональны росту нефтяных котировок. Бензин и дизель подрастут в цене в гораздо меньшей степени. «Определяющее значении при формировании цены на топливо у нас принадлежит налогам, — поясняет эксперт. — Стоимость нефти в мире оказывает лишь косвенное воздействие на цены моторного топлива в России».
При этом для всей нашей экономики общая выгода от роста нефтяных котировок гораздо больше ущерба потребителей от подорожавшего бензина, считает эксперт «Высокая стоимость нефти усилила бы наполнение федерального бюджета, что в конечном итоге отразилось бы в виде финансовой помощи различным отраслям и населению», — заключил Митрахович.
Ранее глава фонда национальной энергетической безопасности, профессор Финуниверситета при Правительстве РФ Константин Симонов специально для aif.ru объяснил влияние высоких нефтяных цен на экономику России.