Нитки нашумевшего газопровода «Южный поток», проложенные по дну Чёрного моря из Анапского района в район болгарского порта Варна, должны были привести в Европу 63 млрд кубометров газа. Далее по двум веткам топливо должно было уйти в Италию и в направлении Австрии. Строительство газопровода началось в 2012 году и по плану должно было закончиться в 2015. Однако 1 декабря 2014 года президент России Владимир Путин заявил, что Россия не может продолжать реализацию «Южного потока» из-за неконструктивной позиции Евросоюза.
Фактически проект был торпедирован политическими действиями стран ЕС — с ними не удалось достигнуть соглашений о работе газопровода в соответствии с антимонопольным законодательством Евросоюза на условиях, которые устроили бы и «Газпром». Кроме того, на планы строительства новых газотранспортных мощностей в 2014 году начала влиять ситуация на Украине: появление «Южного потока» могло избавить «Газпром» от необходимости использовать украинские транзитные газопроводы, по крайней мере, в прежних объёмах.
— Такого проекта, как «Южный поток», не существует, он был свёрнут после того, как соответствующую позицию заняла Еврокомиссия, — напомнил Дмитрий Песков, добавив, что реализацией проекта занимался «Газпром», а решения Еврокомиссии и болгарских властей оказались для Москвы неожиданными.
— Вместе с тем трубные контракты по поставке газа по надёжности по-прежнему остаются вне конкуренции, — продолжил пресс-секретарь президента России. — Поэтому российская сторона, «Газпром», продолжает работу в этом направлении. Такие проекты прорабатываются, обговариваются с партнёрами. Но в итоге всё будет зависеть от того, насколько конструктивно поведёт себя Еврокомиссия. Если заинтересованность будет обозначена, то взаимные намерения с российской стороны имеются.
Так, например, в конце февраля председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер на встрече с Владимиром Путиным рассказал о проекте поставок газа на юг Италии.
— В Риме был подписан меморандум об оценке целесообразности строительства газопровода из России по дну Чёрного моря через третьи страны в направлении Греции, а потом в Италию, — сказал тогда Алексей Миллер. — Меморандум предусматривает проведение технико-экономической оценки до конца 2016 года. И мы с нашими европейскими партнёрами отталкиваемся от того проекта, который был в своё время подготовлен и разработан греческими и итальянскими коллегами вместе с французскими, — так называемого проекта «Посейдон»: 12 миллиардов кубометров азербайджанского газа из Греции по дну Ионического моря на юг Италии.
«Газпром» по-прежнему ищет возможность диверсифицировать и расширить поставки в Европу, использовать газотранспортную инфраструктуру, частично уже построенную в рамках проекта «Южный поток» на побережье Чёрного моря. В 2014 году, после отказа от строительства «Южного потока», планировалось, что она будет востребована для строительства новой ветки газопровода в Турцию в рамках проекта «Турецкий поток». Однако после охлаждения отношений с Турцией и этот проект оказался нереализованным.