Мал золотник, да дорог. Станция в Судже обеспечивает 40% экспорта газа в ЕС

© / e-crow / istockphoto.com

Примерно каждый двадцатый рубль в наших пенсиях, пособиях и прочих социальных выплатах обеспечен выручкой от трубопроводных поставок газа в Европу, осуществляемых в том числе и через станцию «Суджа» в Курской области, в непосредственной близости от которой сейчас идут боевые действия. Aif.ru разобрался, насколько важна для России бесперебойная работа этой станции.

   
   

«Поставки газа в ЕС остаются наиболее выгодным для „Газпрома“ вариантом, — рассказал доцент кафедры политических и социально-психологических процессов РЭУ им. Г. В. Плеханова Олег Глазунов. — Поскольку транзит газа в восточном направлении пока не может заменить европейские объемы».

Несмотря на все гонения и агрессивные заявления, Европа продолжает, к немалой нашей выгоде, закупать российский газ. За весь 2023 год «Газпром» экспортировал по трубе в европейские страны около 45 млрд куб. м газа на общую сумму примерно 1,8 трлн руб. (точные цифры в контрактах традиционно не раскрываются). При этом прямые доходы федерального бюджета от всего газового экспорта в 2023 году составили 566 млрд руб., из них экспортные пошлины от поставок в Европу составили примерно 350 млрд руб. — в физическом выражении прокачка в западном направлении составляет менее половины от общего газового экспорта России, но при этом контрактные цены, а значит и собираемые пошлины, существенно выше. Например, средняя расчетная стоимость нашего голубого топлива при поставках в Европу в 2023 году составила 461,3 долл. за 1 тыс. куб. м, а в Китай — 286,9 долл. за 1 тыс. куб. м.

Учитывая, что в 2023 году на социальные расходы государство потратило 7,34 трлн руб., очевидно, что сохраняющийся газовый экспорт в Европу обеспечил нам около 5% всех бюджетных трат на выплаты пенсий, пособий, зарплат бюджетников и прочие социальные выплаты.

Точка силы

Однако из-за авантюры Киева в Курской области над газовым экспортом в ЕС нависла волне осязаемая угроза. Трубопроводные поставки нашего газа в Европу сейчас осуществляются по двум маршрутам — через Турцию и Украину. С турецким транзитом никаких проблем не возникает, Москва и Анкара даже реализуют совместный проект по созданию газового хаба.

С Киевом все гораздо сложнее. Технически мы можем подавать топливо в газотранспортную систему Украины для дальнейшего транзита в Европу через две точки — газоизмерительные станции «Сохрановка» и «Суджа». Первая давно простаивает, Киев не принимает заявки «Газпрома» на прокачку газа через нее, а с 6 августа, когда украинские войска вторглись в Курскую область, в непосредственной близости от станции «Суджа» развернулись боевые действия, угрожающие остановкой и этой станции. Но вероятность такого сценария невелика, пока всем заинтересованным сторонам хочется сохранить бесперебойные поставки.

   
   

«На ГИС „Суджа“ приходится около 40% поставок российского газа в ЕС, — подсчитал эксперт. — Как и в мирное время, „Газпром“ продолжает подавать газ для Центральной Европы в объеме 42,1 млн куб. м в сутки, это в интересах как России, так и Украины. Транзитные платежи составляют значительную часть украинского бюджета — около 1 млрд долл. в год. Кроме того, у Киева есть определенные обязательства перед Словакией, Венгрией, Австрией и Италией, экономика которых напрямую зависит от поставок российского газа».

Ценность измерительной станции в Судже европейцы уже измерили в долларах. На опасениях, что поставки через Суджу прервутся, цена на газ в Европе за считанные дни взлетела с 350 долл. за 1 тыс. куб. м до более чем 450 долл. за 1 тыс. куб. м.

Возможно, ВСУ и хотели перекрыть столь мощный экспортный канал, обеспечивающий бюджет России стабильными доходами,но из-за того, что на ГИС «Суджа» сошлись векторы интересов множества влиятельных игроков, пока стороны сохраняют статус-кво и станция продолжает работать.

«Атаковав Курскую область, украинская армия могла бы легко разрушить ГИС в Судже, — не сомневается Глазунов. — Но этого не произошло. Похожая ситуация была во время грузино-абхазского конфликта 1992 года. Тогда в районе боевых столкновений оказалась Ингурская ГЭС, которая снабжала электричеством как Абхазию, так и Грузию. Поэтому враждующие стороны договорились между собой не обстреливать электростанцию».

Не валютой единой

В федеральный бюджет на 2024 год заложены расходы на рекордные 36,7 трлн руб., и для нас сейчас важны все источники доходов, тем более столь весомые, как поступления от газового экспорта. Ритмичное исполнение бюджета необходимо и для экономики в целом, и для стабильности в обществе. И, как показывают цифры, бесперебойная работа маленькой станции «Суджа» является большим подспорьем федеральному бюджету.

Но, кроме прямой денежной выгоды, у нашей страны есть и нематериальные, но не менее весомые причины сохранять станцию в рабочем состоянии.

«Россия, а ранее Советский Союз, десятилетиями нарабатывали репутацию надежного поставщика газа, — напоминает доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов. — В разное время, при разных межгосударственных отношениях наш экспорт никогда не прерывался по нашей вине, поэтому и сейчас мы сохраняем газовые поставки в Европу через ГИС „Суджа“, выполняем свои обязательства, несмотря на форс-мажорные, во многом трагические обстоятельства».

Альтернатива для России

При худшем развитии событий, — остановке транзита газа через Суджу — проиграют все стороны, но цена безумия для всех будет разной.

«Украина лишится транзитных выплат, — указал Глазунов. — А странам Центральной Европы придется переключится на импорт СПГ из США, разумеется, на условиях американской стороны. Это может привести к росту цен и инфляции в этих странах».

Россия тоже не отделается легким испугом, но у нас есть возможность использовать другие экспортные варианты. И чтобы социальная стабильность не пострадала, делать это нам нужно как можно скорее.

«Украинский транзит, начинающийся на ГИС „Суджа“, нам выгоден и важен с точки зрения дохода для страны, — признает Андрианов. — Но в случае полного прекращения поставок по этому маршруту ничего критичного не случится, нам в любом случае нужно искать альтернативные маршруты. Вероятно, это можно сделать через Турцию, а возможно, стоит наращивать поставки в направлении Востока и расширять внутренний рынок».

Ранее aif.ru собрал всю актуальную информацию о событиях в Курской и Белгородской областях.