По традиции МАКС оценивают в первую очередь по новинкам военной авиации. В этом сегменте вне конкуренции здесь — Су-57.
Российские истребители 5 поколения на МАКСе не новички. Но ранее их показывали зрителям только в воздухе, где все реактивные самолёты кувыркаются примерно одинаково. Теперь выставили и на земле. Как ни странно, Су-57 производит впечатление как раз вблизи. На статичной экспозиции, стоя рядом с истребителем Су-35 поколения 4++, новый перспективный самолёт превосходит предшественника по экстерьеру, как «Мерседес» превосходит «Волгу». Возможно, дело в отсутствии внешних пилонов, к которым у предшественника подвешивают вооружение. У нового истребителя оно должно быть спрятано внутри фюзеляжа: и красивее, и сопротивление воздуха меньше.
Ближе других из неспециалистов к Су-57 допустили турецкого президента Реджепа Эрдогана. Да и как было не допустить, если он пришёл на авиасалон в сопровождении президента Владимира Путина? Говорят, после триумфальной сделки по зенитно-ракетным комплексам С-400 следующим хитом продаж может стать именно истребитель 5 поколения.
«После того как Турция не поддалась давлению и купила С-400, американцы решили её наказать и отказали в поставке своего самолета 5 поколения F-35, — говорит директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. — Логично предположить, что Анкара будет искать альтернативные источники для пополнения авиапарка своих ВВС. Кроме Запада их всего два: Россия и Китай. При этом Россия предпочтительнее, поскольку наши самолёты летают на „родных“ двигателях, в то время как китайские — на их „клонах“».
Эрдоган обещал подумать.
Еще одна ожидаемая премьера в этом году на МАКСе не состоялась. Самолет военно-транспортной авиации Ил-112В, который должен прийти на смену ветеранам Ан-24 и Ан-26, до Жуковского не долетел. В хорошем смысле: из-за ремонта ВПП в Воронеже этот легкий военно-транспортный самолет не смог покинуть родной авиазавод. Жаль, но 2 года назад в Жуковском так же ждали среднемагистральный пассажирский самолет МС-21. Тогда он не прилетел, зато как «выстрелил» на этот раз!
С китайским акцентом
Несомненную «звезду» гражданской части нынешнего Московского авиасалона породила «Корпорация „Иркут“», входящая в ОАК. Она впервые представила публике пассажирские самолеты нового поколения МС-21-300. Два лайнера стоят на земле, один летает. Отстояв небольшую очередь, удалось посетить салон стоявшего на земле самолёта. Из положительных моментов: проход между рядами кресел кажется шире, чем во многих лайнерах, спинки сидений тоньше, так что места для ног пассажира больше. На багажные полки можно запихнуть до 6 мест самого большого из допускаемого в ручную кладь багажа. Иными словами, если все пассажиры «ужмутся» до габаритов 55×40×25 см, в багаж можно будет вообще ничего не сдавать, места хватит и в салоне.
Ещё одна новинка гражданской авиации представлена на МАКСе в качестве модели в натуральную величину. Речь про носовую часть перспективного российско-китайского широкофюзеляжного лайнера CR 929. Ожидается, что первый полёт он совершит уже в 2023 г. Еще пара лет уйдёт на сертификацию, ближе к 2027 г. можно будет ждать первых серийных машин. Потребность в них есть. Как объясняют разработчики с российской стороны, в КНР уже сейчас работают 5 авиакомпаний, сравнимых по размерам с «Аэрофлотом». У крупнейшего отечественного авиаперевозчика в эксплуатации примерно 60 широкофюзеляжников. Получается, объем одного лишь китайского рынка — примерно 300 подобных лайнеров. Если добавить рынки других азиатских стран и России, перспективы открываются заманчивые. Правда, пока речь идёт лишь о том, чтобы слегка подвинуть на этом рынке Boeing и Airbus. Кстати, недалеко от стеклянного куба с моделью российско-китайского «первенца» стоит прилетевший на МАКС новейший европейский Airbus А-350-900. Судя по всему, самолёты будут похожи, как родные братья, но CR 929 обещает приятно удивить топливной эффективностью. Кстати, на МАКС-2019 впервые за всю историю проведения авиасалона одна из стран получила отдельный национальный павильон. И этой страной стал Китай.
Кстати, сама китайская экспозиция под красной крышей ничем особенным не запомнилась. Можно, конечно, сказать, что авиационно-космическая промышленность КНР представлена на МАКС-2019 широчайшим модельным рядом. Там можно увидеть модели ракетных и турбореактивных двигателей, модели военных и гражданских самолётов и даже очень большую модель китайской летающей лодки. Еще перед входом в павильон стоят два больших беспилотника в разведывательном и в ударном вариантах. Эти — настоящие.
Международный авиационно-космический салон будет работать еще 31 августа и 1 сентября, в субботу и воскресенье.